Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Институт детства на Междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»

Новости МПГУ

С 17 по 19 октября 2022 г. в  Сочи прошла Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия», организатором которой выступил Научно-технологический университет «Сириус».

Коммуникативные способности, навыки чтения и письма необходимы для успешной учебной и профессиональной деятельности. По разным оценкам, распространенность нарушений устной и письменной речи среди детского населения сегодня достигает 10-15% для разных стран и языков. Целью конференции «Речь, грамотность, дислексия» стало создание пространства для прямой коммуникации между учеными, студентами, специалистами, родителями, представителями общественных организаций и государственных структур, заинтересованных в решении проблем дислексии, дисграфии, нарушений языка и речи, развития грамотности.

Конференция получилась масштабной и практико-ориентированной. Впечатляющий опыт разработок в направлении исследования нарушений устной и письменной речи был отражен в докладах, лекциях и мастер-классах специалистов. Каждый слушатель конференции мог выбрать тематическую секцию по своим интересам: «Что происходит с чтением у детей в России?», «Анализ связной устной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Айтрекинг в исследованиях чтения и дислексии», «Клинические аспекты трудностей в обучении»; «Онтолингвистика в логопедии», «Нейробиологические основы дизонтогенеза устной и письменной речи», «Оценка языкового и когнитивного развития ребенка», «Неформальное образование: путь современного специалиста». Дискуссии, сопровождавшие доклады, отличались глубиной понимания вопросов слушателями.

В конференции приняли участие преподаватели и студенты Института детства.

К.пед.н., доцент кафедры кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова факультета начального образования Института детства Л.С. Саломатина представила свой тематический словарь русского языка для обучающихся 1-4 классов. Коллеги из разных уголков России заинтересовались данным материалом, активно задавали вопросы по использованию словаря в практике, в том числе и в работе с детьми, имеющими нарушения письма и чтения.

Во второй день работы конференции на секции «Онтолингвистика и логопедия» выступила Е.Д. Бабина, к.пед. н., доцент кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова МПГУ  с докладом «Функционирование когнитивных механизмов в процессе семантизации слов школьниками с дислексией». Профессор кафедры логопедии, к.пед.н. Г.В. Бабина сделала доклад на тему «Идеомоторное развитие как основа овладения письмом в условиях речевого онто- и дизонтогенеза» в дистанционном формате.

Влиянию неформального образования на образ современного логопеда посвящён доклад «Трансформация профессионального облика логопеда: современные тенденции» сотрудников кафедры логопедии дефектологического факультета Институат детства – к.пед.н. А.В. Лагутиной и к.пед.н. М.М. Любимовой.

Особое внимание на конференции было уделено молодым ученым, которые достойно представили свои научные работы и получили почву для размышления о возможных направлениях дальнейших исследований, узнали о программах аспирантуры, открывающихся в лучших вузах России.

Важной частью конференции стала постерная секция, в которой активное участие приняли студенты дефектологического факультета МПГУ: А.В. Денисова («Роль идеомоторикив в речевом развитии при алалии»), А.Н. Казусева («Исследование способности к фонемному анализу и синтезу в дошкольном возрасте: логопедический аспект»), С.С. Саблина («Характеристика метаязыковой способности учащихся с дизорфографией»), К.Ю. Кэрпушор («Подкаст как эффективный инструмент обучения и оценки компетенций студентов-логопедов»), М.И. Саввиди («Формирование компонентов метаязыковой деятельности у школьников с ОНР в системе логопедической работы»), В.С. Котик («К вопросу о дифференциальной диагностике клаттеринга и сходных состояний»), А.Н. Чугунова («Актуальность проблемы эффективной коммуникации в работе учителя логопеда»).

Наши студенты поделились своими впечатлениями о конференции.

А. Казусева, студентка 1 курса магистратуры по направлению «Теоретическая и прикладная логопедия» отмечает в своем отзыве о том, что эти три дня были насыщены разнообразными лекциями, секциями и мастер-классами как психолого-педагогической, так и медицинской направленности: «Все мероприятия конференции объединялись одной общей темой, затрагивающей различные стороны процесса чтения. Поднимались проблемы, связанные с овладением не только чтением, но и письменной речью в целом. Обсуждались возможные нарушения и отклонения, в частности, большое внимание было уделено дислексии, её пониманию, диагностике и коррекции. А также всему, что непосредственно связано с овладением письмом и чтением, является базой для формирования данных процессов. Интереснейшие материалы были представлены О.В. Драгой по изучению усвоения чтения посредством анализа траекторий движения глаз (Eye tracking). А.Н. Корневым была прочитана содержательная лекция о смысловой стороне процесса чтения: освещались вопросы понимания читаемых текстов, его формирования, нарушениях и коррекции. Также хочется отметить выступление О.А. Величенковой, которая представляла проблему дислексии в форме, доступной для понимания не только специалистам, но и родителям, что является важнейшим компонентом осведомлённости общества о данном нарушении и успешной организации коррекционной работы. Постерная секция конференции дала возможность студентам и специалистам познакомиться с другими докладчиками, магистрантами и аспирантами различных вузов. Было чрезвычайно интересно окунуться в такую научную атмосферу, вживую увидеть и послушать известных учёных, а также пообщаться с коллегами и единомышленниками!»

С. Саблина в своем отзыве живописно описала впечатления о конференции: «Ехать туда было немного страшно, но также очень интересно. Что-то новое, что-то для меня неизвестное – все свидетельствовало о том, что время мы точно проведем с пользой. Гуляя по коридорам Университета Сириус я чувствовала, что здесь пахнет знаниями, чувствовала, что меня окружают очень умные люди, которые не только могут поделиться со мной знаниями в интересующей меня области, но и обсудить со мной насущные проблемы развития детей в современном мире.

В первый день было очень волнительно, потому что мы не до конца понимали, как подобные мероприятия проходят. Мы выбрали наиболее интересующие нас лекции и пошли их слушать. Думаю, что мы даже не подразумевали, что нам они понравятся настолько сильно! Каждый спикер доносил до нас самую важную информацию, самые ключевые моменты своих исследований.

Волнительно было участвовать в постерной секции. Это очень важный и поучительный опыт для нас – отвечать на вопросы людей по своей теме.

Для меня конференция стала поводом задуматься над своей диссертацией, так как большое количество полученной информации и увлекательные идеи захлестнули меня. Подобные мероприятия заставляют задумываться об актуальности работы логопедом в целом.

Еще одним приятным дополнением было то, что все это происходило на берегу черного моря. Пусть мы и заканчивали достаточно поздно, когда на улице было уже темно, но это не мешало нам каждый вечер прогуливаться в берегу и дышать свежим морским воздухом.

В целом, от поездки я получила значительно больше, чем ожидала. Знания, полученные мною на этой конференции, я уверена, пригодятся в будущем».

Отзывы студентов магистратуры 2 курса чуть мене эмоциональны, но демонстрируют глубокий научный анализ конференции.

Так, А. Денисова поделилась своими впечатлениями: «В «Сириус» я приехала с целью обогатить свои знания и перенять передовые идеи относительно проблемы нарушения чтения – дислексии. Безусловно, мои интересы выходили за рамки поставленной проблемы конференции, так как тема диплома у меня звучит иначе и мне было интересно – будет ли звучать что-то, что я смогу применить в своей области феномена идеомоторики, движения и в целом обсудить проблему алалии.

Научная конференция – это место концентрации самой актуальной информации и острых вопросов, которые решаются в рамках реального времени. Этот тезис был центральным пунктом в моем понимании конференций. И это подтвердилось! Выступление А.Н. Корнева о понимании текста выводит на новые размышления относительно системы образования, в частности, методологии обучения чтению с акцентом на ранжировании текстов по читабельности, формировании метаязыковых знаний о текстах, а также отдельное формирование практических навыков работы с текстами с учетом их различных жанров и типов. Особенно впечатлила трехмерное представление пространства письменного текста: язык, семантика, графический текст – пересечение этих плоскостей и их взаимодействие. Выступление М.Б. Елисеевой, а также секции «Оценка языкового и когнитивного развития ребенка», где поднимался вопрос специфики перевода, адаптации и стандартизации зарубежных шкал оценивания, а также острый вопрос о сомнительной актуальности существующих речевых норм, которыми располагает практикующий логопед. Однако для себя я отметила, что предложенные батареи тестов, обсуждение речевого онтогенеза лингвистами и физиологами заставляют задуматься о существовании междисциплинарного языка, есть ли трансляция накопленного логопедического опыта коллегам других наук? «Нарратив», методика «Кораблик», выявление влияния лингвистических характеристик на чтения (исследование айтрекинга) подтверждает идею необходимости коммуникации специалистов, культивировании осведомленности о уже существующем в других науках и наконец о важности командной работы специалистов на стыке парадигм.

Научная конференция – это способ общения и сообщения о тех разработках, которые имеются в поле деятельности различных наук и нахождение точек соприкосновения и дальнейшего междисциплинарного взаимодействия. Научная конференция – это место непосредственного общения специалистов. Это новый для меня тезис. В моем понимании ситуация общения происходит в формате «сверху-вниз», когда выступающий докладывает свою тему, а далее разворачивается дискуссия в рамках вопросов после выступления – это то самое взаимообогащающее общение и тот предел, который доступен для участников. Однако я была приятно удивлена новому для меня явлению – неформальное общение в перерывах или открытые дискуссии в кулуарах, когда научные темы именно обсуждаются, задаются вопросы и получаются ответы по ходу повествования. Такого рода общение позволяет вывести проблематику на новый уровень понимания, и я бы это сравнила со «взрослой версией» зоны ближайшего развития. Лично для меня было открытие узнать из первых уст невролога о его мнения работы БАК, от психофизиолога о системе БОС в работе с тревожными состояниями, а также объективизацию отслеживания динамики коррекции у детей с сенсорной алалии в появлении «отпечатков» новых слов при фиксации ЭЭГ на тестовых номинациях, изучение зеркальных нейронов и существовании целых двух теорий относительно их работы у детей с особенностями имитации: отсутствие ответных импульсов или же наоборот сверх-реагирование на раздражитель. Научная конференция – это не только жесткий регламент времени и распределение ролей спикер-слушатель, но и важная составляющая научного мира – «общение без галстуков», когда на первый план выходит поиск ответов на насущные вопросы.

Итак, целью моей поездки в Университет Сириус был поиск ответа на вопрос: «А как именно выглядит наука на самом деле?». Я получила колоссальное количество информации, полезные знакомства, а также опыт взаимодействия в научном сообществе. Я благодарна МПГУ за такую возможность проявить себя и почерпнуть новые знания!»

24 / 10 / 2022

Показать обсуждение