1 июля 2022 г. в Москве состоялся Летний педагогический форум «Сообщества образовательных организаций и инновации». Организаторами Форума выступили Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) совместно с Рыбаков Фондом и Школой педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
В мероприятии приняли участие административно-управленческий персонал, профессорско-преподавательский состав, студенты педагогических вузов и вузов с педагогическими направлениями подготовки. Основной дискуссионной линией Форума было сотрудничество сообществ со школой. Форум был нацелен на развитие педагогического сообщества, обсуждение инновационных подходов в образовании в докладах и дискуссиях на тему сообществ и инноваций в образовании на пленарной сессии, секциях и других активностях.
В работе Форума приняла участие специалист Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании (УНЦ МИСиИО) Института детства МПГУ Светлана Александровна Станкевич.
Лекционно-дискуссионная часть форума началась с выступления ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Мерцаловой и аналитика данного центра Константина Анчикова, которые в своём докладе «Школа и сообщества: знакомые незнакомцы» раскрыли понятие «симбиотическое соглашение» в отношении взаимодействия школ и сообществ. Руководитель проекта по оценке импакта Рыбаков Фонда Ирина Кондратьева выступила с докладом «Сила Сообщества: как программа Рыбаков Фонда помогла возникнуть 600 новым сообществам за два года» и рассказала об успешной организации проектов Фонда в образовательной сфере, познакомив слушателей с продуктами их деятельности и возможностью реализации инновационных приёмов, таких как социальный «импакт», сбор и анализ цифрового следа, «комьюнити-билдинг» и др. Завершила серию докладов исполнительный директор Татьяна Захарова и директор по продукту курса «Школьные сообщества» Наталья Петрова, которые в своем сообщении отразили результаты реализации авторского университетского курса «Школьные сообщества» в 40 вузах России и СНГ.
На пленарной сессии была рассмотрена роль сообществ в образовательных организациях: важность вовлечения родителей в организацию школьных сообществ, организация студенческих сообществ как инструмента формирования надпрофессиональных навыков, практикоориентированной среды и демоверсии рабочего процесса. Об этом в своих выступлениях рассказали: сооснователи Рыбаков Фонда Екатерина и Игорь Рыбаковы, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов, начальник управления коммуникаций и молодёжной политики Московского городского педагогического университета Сулака Савва и директор института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
Продолжение Форума было организовано в формате интерактивной групповой работы по трём направлениям, наиболее интересным из которых было «Университет и школа: варианты взаимодействия». В ходе работы по данному направлению были сформулированы следующие аспекты в реализации взаимодействия данных образовательных структур: профориентационный марафон, интесив-погружения, подготовительные курсы для старшеклассников, предоставление университетских лабораторий для учебных исследований, совместные проекты в диаде «студент -ученик», работа вуза с одарёнными учениками и обучающимися с отклонениями в развитии, научное консультирование, экспериментальные площадки и проч.
В завершающей части мероприятия были подведены итоги работы форума, намечены перспективы сотрудничества и открыты возможности создания научных сообществ для развития и реализации инновационных проектов по взаимодействию «вуз – школа».