Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Междисциплинарный практикум: будущие педагоги ХГФ ИИИ МПГУ в оранжерее школы №548

Новости образования

29 октября 2025 года в рамках научно-исследовательской практики, студенты художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ под руководством заведующего кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, канд. пед. наук, доцента РАО Ивана Юрьевича Руднева участвовали в необычном мастер-классе в школе №548 «Царицыно». Местом для необычного занятия стала школьная оранжерея, а задачей — изучение и изображение ботанического разнообразия.

Школа № 548, как всегда, уже с первых минут погружает всех участников в особую творческую атмосферу. Ее коридоры больше похожи на выставочные залы, стены которых украшены высококлассными работами учеников — здесь можно увидеть и керамику, и коллажи, и виртуозную графику, и воздушную акварель, и живопись маслом. Неугасимый творческий и притягательный дух этого места точно подметил руководитель художественного направления школы № 548 Геннадий Владимирович Соколов: «Уже стемнело, а ученики продолжают работать». В этой вдохновляющей обстановке прошел и наш мастер-класс.

Но на этот раз практика вышла за рамки привычных аудиторных занятий. Студенты и наставники поднялись «на крышу школы», чтобы оказаться в настоящем тропическом раю — школьной оранжерее. С первого взгляда пространство с изобилием растений и аквариумами с экзотическими рыбками могло сойти за сочинский дендрарий. Этот инновационный подход — перенос художественного класса в живой, естественный мир — позволил наставникам реализовать на практике принцип междисциплинарности, объединив изобразительное искусство и биологию.

«Задача № 1! Проникнуться окружающей средой! Потом рисуй!» — таков был лаконичный и энергичный настрой от Геннадия Владимировича Соколова – руководителя практики от школы. В этот момент педагогическая практика напомнила подготовку настоящих «творческих спецназовцев», где будущим учителям необходимо было мгновенно воспринять информацию из окружающего мира, обработать ее и использовать для решения художественных задач в режиме реального времени.

Важным и знаковым событием дня также стал переход от учебы к реальной преподавательской деятельности. Под чутким руководством наставников школы студентки первого курса специализированного высшего образования ХГФ ИИИ МПГУ впервые самостоятельно провели уроки по плановой тематике. Их дебют был высоко оценен руководителем практики от ХГФ ИИИ МПГУ Иваном Юрьевичем Рудневым, отметившим прекрасную подачу материала и высокий уровень подготовки.

Этот успех студентов стал наглядной иллюстрацией цитаты академика Станислава Петровича Ломова о наставничестве: «Наставник – это человек, который отдаёт всего себя… воспитаннику… Именно воспитанник должен завершить… то, что наставник сделать не успеет». Традиция преемственности, когда знания и навыки передаются от учителя к ученику, была воплощена в действии: от руководителей практики — к студентам МПГУ, а от них — к школьникам, которые с удовольствием бегут на такие уроки и продолжают творить даже на переменах.

Таким образом, прошедший день стал наглядным уроком для всех его участников. Студенты МПГУ убедились, что искусство не живет в вакууме, а рождается на стыке дисциплин, будь то биология или педагогика. Школьники увидели, как можно учиться с увлечением и азартом. А руководство практики в лице И.Ю. Руднева и Г.В. Соколова зафиксировали прекрасный результат: будущие педагоги не только блестяще справились с задачей «в моменте», но и успешно передали свои первые знания подрастающему поколению, замкнув тем самым важнейший образовательный круг «вуз — школа — учитель — ученик».

Отзыв студентки 2 курса БВО ХГФ ИИИ – Филяевой Анастасии о практике в школе №548 «Царицыно»:

29 октября 2024 года я в составе группы студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ приняла участие в выездной учебной практике на базе школы №548 «Царицыно» (корпус №1 на ул. Маршала Захарова). Данное образовательное учреждение уже не впервые демонстрирует высокий уровень организации художественного образования, и вновь было отмечена эффективная интеграция фундаментального общего образования с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла. Структурное разделение школы на общеобразовательный и художественный блоки формирует уникальную развивающую среду, что заслуживает отдельного изучения.

В рамках программы практики была организована ознакомительная экскурсия, в ходе которой педагог по живописи продемонстрировал учебные работы учащихся 9-11 классов. Необходимо отметить высокий уровень технического исполнения и смысловой насыщенности представленных работ, что свидетельствует о качественной системе подготовки в школе.

Значимым элементом программы стала презентация, представленная Марией Язгулиди. Её выступление было посвящено методике изображения растений, с акцентом не на формальное копирование натуры, а на раскрытие их характерных особенностей через систему различных подходов: от работы с пятном и линией до применения комбинированных техник. Презентация отличалась высокой информативной ценностью и наглядностью, предлагая системный анализ для работы с натурными объектами.

Кульминационным событием практики стала работа в условиях школьного ботанического сада, где была применена полученная теоретическая информация. Выполнение набросков с натуры позволило не только закрепить методические принципы, но и провести непосредственное исследование природных форм, фактур и светотеневых отношений. Данный формат работы доказал свою высокую эффективность, сочетая учебные задачи с возможностью профессионального общения.

Завершающим этапом стал аналитический просмотр выполненных работ, в рамках которого был проведён конструктивный анализ и отбор наиболее удачных этюдов. Подобная рефлексия имеет важное значение для формирования критического мышления и определения вектора дальнейшего профессионального развития.

Таким образом, выездная практика в школе №548 «Царицыно» оказалась высокопродуктивной. Она предоставила возможность интеграции теоретических знаний с практическими навыками, способствовала профессиональной коммуникации и позволила усовершенствовать компетенции в области скетчинга. Выражаю благодарность организаторам и руководителям практики за образцово организованное и содержательное учебное мероприятие.

03 / 11 / 2025

Показать обсуждение