Международная научно-практическая онлайн-конференция «Новые вызовы художественного образования в условиях цифрового социума. Горизонты и риски», посвященная памяти академика РАО и выдающегося ученого-педагога Кузина Владимира Сергеевича, состоялась 1 июня 2021 по уже сложившейся традиции при совместном участии художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и Российской академии образования.
В конференции приняли участие академики РАО и РАХ, ученые и педагоги из Германии, Флоренции, Казахстана, Китая, а также члены Международной ассоциации деятелей художественного образования (МАДХО).
Среди почетных гостей на конференции присутствовали:
- Медведев Леонид Георгиевич – заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор института искусств Омского государственного педагогического университета;
- Карев Борис Анатольевич, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук;
- Байрамбеков Марат Мирзоевич, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи;
- Долгоаршинных Нелли Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности, Академия социального управления;
- Кошаев Владимир Борисович, доктор искусствоведения, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и другие.
Обсуждались самые актуальные вопросы, стоящие перед системой современного художественного образования, такие как:
- Искусство и визуализация образования.
- Цифровые образовательные технологии в сфере изобразительного искусства.
- Классика и современность.
- Уроки изобразительного искусства в современной школе. Роль учителя.
- Методология художественного академического образования.
- Учебники по изобразительному искусству. Тенденции противоречий.
- Цифровое общество и современный ребенок и др.
Открыл конференцию и поздравил всех присутствующих с началом работы – Ломов Станислав Петрович, академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
В своей приветственной речи он отметил, что конференция посвящена великому подвижнику, уникальному человеку, доктору педагогических наук, профессору, академику Российской академии образования, лауреату Государственной премии, заслуженному деятелю науки, академику РАО. В.С. Кузин – автор 346 печатных работ, в том числе 30 государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы, художественно-графических факультетов педагогических институтов и педагогических колледжей, автор учебников по психологии творчества, рисунку и методике преподавания изобразительного искусства для школы и вузов.
«Многополярность взглядов на преподавание изобразительного искусства, его роль и место в системе школьных дисциплин являлось всегда предметом дискуссий научных работников, художников и учителей, вот и сегодня мы собрались, можно сказать по этому же поводу, – сказал Ломов С.П. В этой борьбе взглядов и направлений В. С. Кузин занимал ясную и твердую позицию: школьный предмет «изобразительное искусство» – это обязательная учебная дисциплина, с помощью которой решаются традиционные задачи – образовательная, воспитательная и развивающая. Сбалансированность этих задач – основная забота учителя.
Академик Ломов С.П. также подчеркнул, что Кузин В.С., а до него и Ростовцев Н.Н. – основоположник и руководитель школы теории и методики обучения изобразительному искусству на худграфе МПГУ, всегда отстаивали научную составляющую предмета «изобразительное искусство», и много раз говорили, что мы готовим не художников, а образованных культурных людей. И в этом плане именно изобразительная грамота должна быть основой для любого человека.
Кузин В.С.
Ростовцев Н.Н.
Научные взгляды Кузина В.С, далее отметил в своей речи Ломов С.П., разделяют и сегодня много учеников и продолжателей его идей и дел, и не только на художественно-графическом факультете МПГУ, но и во многих педагогических вузах, осуществляющих подготовку педагогов-художников по всей стране.
Подтверждением данных слов стало выступление академика РАО Медведева Леонида Георгиевича из Омска. В своем обращении к присутствующим Медведев Л.Г. подчеркнул, что заслуга Кузина В.С. в том, что научную мысль ведущего факультета страны – худграфа МПГУ, принципы художественного реализма, Кузин В.С. старался донести до самых крайних уголков нашей страны. Он был большой пропагандист отечественной школы реалистического искусства.
Медведев Л.Г. отметил, что Кузин В.С. часто бывал в Омском государственном педагогическом университете, где именно по его инициативе, открыли второй в России диссертационный совет на базе художественно-графического факультета. Он долгое время был его куратором и членом Диссовета, и приложил много сил, чтобы «худграфовцы» Омска были достойно представлены и в Академии РАО. Благодаря инициативе Кузина В.С. по открытию диссовета, многие соискатели смогли защитить диссертации на месте, не выезжая в Москву. Сегодня, отметил Медведев Л.Г., эстафету от Кузина В.С. принял Ломов Станислав Петрович, который отдает много сил, как развитию научной школы Ростовцева Н.Н. и Кузина В.С., так и развитию высшего художественно-педагогического образования не только в России, но и в дружественных нам странах зарубежья.
Далее ведущий конференции Ломов С.П., предоставил слово Кареву Борису Анатольевичу – и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО. Тема доклада: «Риски и вызовы иммерсивных технологий в образовательном пространстве России».
Обратившись с приветственным словом к участникам конференции, Карев Б.А. отметил, что современное общество вышло на рубежи пересмотра мировоззренческих парадигм. В результате развития цифровой среды, информационно-коммуникационных средств и технологий, этот процесс приводит общество к определенному этапу осмысления всех сторон человеческой жизни, в том числе, и образования, как части социума. Вопрос рисков и вызовов цифровой образовательной среды сегодня является одним из приоритетных вопросов национальной безопасности РФ. Это указано в ключевых федеральных программах, принятых государственными органами РФ и подписанных Президентом, и это актуально сегодня, как никогда, потому что цифровое пространство — это вторая реальность, которая подчас имеет доминирующий характер и в информационном плане, а подчас формирует и поведенческий характер молодежи. На сегодняшний день эти риски учитываются в рамках государственной политики РФ и принимается ряд законов, которые направлены на стабилизацию ситуации, которая видится руководству страны в контексте возврата, и не только возврата, но выстраивания всей жизни общества в рамках традиционных ценностей, в рамках традиционного воспитания. Об этом свидетельствуют те изменения и дополнения, которые на протяжении последнего года принимаются в федеральном законе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Это дополнение в закон о воспитании, закон о просветительской деятельности и др. В рамках экспертных полномочий РАО происходит существенное участие экспертного сообщества в анализе, в экспертной оценке тех учебных материалов, которые претендуют на уровень ведущих и определяющих в области образования. С развитием цифровых технологий активно меняются образовательные средства. Иммерсивные технологии — это технологии взаимодействия человека с пространствами информации. Задача таких технологий – создать в некотором смысле новую реальность. Поэтому они должны и обязаны быть регламентированы. Также необходимо определять влияние этих технологий на здоровье человека. Это и нравственный вопрос, потому что в виртуальных мирах человек чувствует себя доминирующим субъектом. Поэтому при проектировании образовательных сред необходимо достаточно жесткое участие государственных регламентирующих органов при создании различного рода учебных образовательных продуктов с использованием новых образовательных реальностей. При всей своей перспективности, данный сегмент требует внимательного скрупулезного отношения со стороны всех участников образовательного процесса. И хотя работа ведется очень большая, это только начало пути, отметил Б.А. Карев, и пригласил всех участников к сотрудничеству при проектировании и внедрении данных образовательных средств в систему образования. Отмечая большие заслуги Кузина В.С. перед отечественной системой художественного образования, Карев Б.А. отметил, что Кузин В.С. был не только выдающимся ученым, педагогам, он был и отличным психологом. Его книга «Психология живописи» является в какой-то степени ответом на те вызовы и риски, которые существуют сегодня в образовательном пространстве.
Поблагодарив Карева Б.А. за столь содержательный доклад, Ломом С.П, отметил, что инновации или обновления всегда были характерны для развития культуры и изобразительного искусства на всём протяжении истории человеческого существования, «и я все больше убеждаюсь, что традиции в искусстве, в методике обучения изобразительному искусству, должны выступать фундаментальной основой, фильтром, трамплином для инноваций. Внедряя инновации в художественное образование, как в сокровищницу искусства, в которой хранятся традиционные ценности, нормы и идеалы, должен соблюдаться строгий баланс бережного и приоритетного отношения к культурным традициям, академическому художественному образованию, к системе духовно-нравственных ценностей, сформировавшихся в отечественном изобразительном искусстве за прошедшие столетия. Созидание нового на крепком фундаменте отечественной художественной школы — таким нам видится смысл инновационных процессов в искусстве и в художественном образовании, и метод – рисование с натуры, должен стать основным видом деятельности, как никогда», подытожил свою речь Станислав Петрович Ломов.
Далее были заслушаны доклады присутствующих членов и гостей конференции.
О современном облике художественно-графического факультета, перспективах и тенденциях развития рассказал декан факультета, к.п.н., Зубрилин Константин Михайлович в своем докладе и представленной презентации: «Художественно-графический факультет сегодня».
Воспоминаниями о совместных студенческих годах с 1957 года с Владимиром Сергеевичем поделился Хворостов Анатолий Семенович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Его доклад на тему: «Владимир Кузин. Студенческие годы. Становление будущего ученого» был выслушан с большим интересом и вниманием. Анатолий Семенович особо отметил, что уже со студенческих лет Кузин В.С. выделялся среди сокурсников самобытным талантом, активной жизненной позицией и отличными успехами в учебе.
Историческую линию воспоминаний о Кузине В.С. продолжил Игнатьев Сергей Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства ХГФ ИИИ МПГУ.
Он представил участникам конференции доклад и презентацию, содержащую много исторических фотографий и документов, на тему: «История становления и развития художественно-графического движения».
Далее слово для доклада было представлено ведущим конференции Ломовым С.П. – Кошаеву Владимиру Борисовичу, доктору искусствоведения, профессору, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Доклад на тему: «Архетипы образного мышления в традиционном художественном образовании и проблема их интерференции в цифровых средствах выражения».
В своей речи В.Б. Кошаев затронул важные вопросы понимания человеком своего места и своего естества, которые должны быть всегда быть первичны для выживания в современном мире.
Далее с докладом и презентацией на тему: «Цифровой мир: конфликт поколений», выступила Долгоаршинных Нелли Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности, Академия социального управления.
Она отметила, что стояла у истоков «Кузинских чтений» и что уже стало доброй традицией, вот уже 11 лет подряд проводить такие масштабные мероприятия, которые позволяют не только вспомнить заслуги выдающегося педагога и ученого Кузина В.С., но и обсудить с коллегами практически всей страны насущные проблемы.
Нелли Владимировна представила свою точку зрения на затронутую тему.
Конечно, цифровизация сегодня затрагивает все стороны нашей жизни, подытожил выступление Долгоаршинных Н.В., Ломов С.П., поэтому научно-педагогическое сообщество должно быть готово работать с новым поколением, но новые технологии все равно должны опираться на традиционное искусство, на методы и способы, проверенные временем. Искусство – это следствие воспитания человека. Как человек воспитан, такое он несет искусство людям. Средствами воспитания ребенка, в том числе и художественно-эстетического, является взаимоотношения людей, полезная творческая деятельность, традиции, культура и искусство, и, конечно же, окружающий мир, то есть все то, что окружает человека в каждый момент его жизни. Изобразительное искусство – это не только реальное познание мира, это, в первую очередь, целостное и гармоничное развитие личности. Это наша культура и традиции, вот об этом надо помнить и не забывать.
Интересный доклад был подготовлен Сокольниковой Натальей Михайловной, доктором педагогических наук, профессором, профессором кафедры методики преподавания изобразительного искусства ХГФ ИИИ МПГУ. Доклад на тему: «Научные основы концепции обучения изобразительному искусству В.С. Кузина».
Являясь ученицей В.С. Кузина, Сокольникова Н.М. поделилась с коллегами своими размышлениями о том, что новые технологии, какими бы они привлекательными и удобными не были, должны базироваться на традициях художественного реализма. Цифра – это хорошо, а натура – лучше.
Аманжоловым Сейткали Абдикадыровичем, представителем Казахстана, доктором педагогических наук, профессором кафедры средового дизайна МГОУ был подготовлен доклад на тему: «Роль научной школы В.С. Кузина в условиях глобализации».
Аманжолов С.А. также поделился своими воспоминаниями о тех годах, когда он учился в аспирантуре МПГУ и был лично знаком с В.С. Кузиным, что было для молодого, тогда аспиранта, великой честью. Тема кандидатской диссертации об индивидуализации обучения была предложена Кузиным В.С. и он всячески поддерживал молодого ученого, когда он обращался за консультациями. Это было в 1987 году и до сих пор проблема индивидуального подхода к обучению является актуальной.
«Очень многие мои соотечественники, отметил Аманжолов С.А. (более 10 человек) учились в аспирантуре по руководством В.С Кузина, все удачно защитились и до сих пор преподают, следуя тем принципам и идеям, которые в свое время озвучивал В.С. Кузин перед аспирантами. Живой пример продолжателя научной школы Кузина В.С. – это С.П. Ломов, большой друг казахских ученых, наш наставник, дружеским расположением которого, представляющего в одном лице двух академиков – РАО и РАХ, мы очень дорожим и гордимся.
Ломов С.П. поблагодарил Аманжолова С.А. за столь эмоциональное выступление и сказал, что сейчас границы научной школы Кузина расширяются не только на наше ближнее зарубежье, «но мы сотрудничаем активно и со странами Азии, в том числе: с Кореей, Японией, Китаем. Что касается китайских студентов, то уже сегодня к защите подошли 100 бакалавров из Китая.
Далее слово для приветствия Ломов С.П. предоставил Коробко Юрию Владимировичу, доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой живописи, декану ХГФ ФГБОУ ВО “Кубанский государственный университет”. Доклад на тему: «Цифровые технологии как средство проверки точности построения изображения в живописи с натуры».
Ю.В. Коробко отметил, что конференция важна сама по себе, а также особого внимания заслуживает Кузин В.С., как неординарная личность, и его дело, которому он посвятил всю свою жизнь.
Далее слово было предоставлено Байрамбекову Марату Мирзоевичу, доктору педагогических наук, главному научному сотруднику, заведующему сектором культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи. Его доклад на тему: «Научный вклад Владимира Сергеевича Кузина в методику преподавания изобразительного искусства в школе», внес в работу конференции немного ностальгии. Вспоминая добрыми словами Кузина В.С., Марат Мирзоевич привел слова великого дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Люди, люди, высокие звезды, долететь бы мне только до вас». И как отметил Байрамбеков М.М, что для него лично, В.С. Кузин был вот такой высокой путеводной звездой.
Было много интересных выступлений преподавателей из различных учебных заведений и городов России, касающихся и проблем обучения, и проблем информатизации. Иванова Нина Степановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор ГОУ ДПО ТО “Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, вспоминала Кузина В.С., как выдающегося наставника и учителя, отметила, что проблемы, которым уделял внимание в своих трудах Кузин В.С., по-прежнему волнуют педагогическое сообщество. Это воспитание, формирование и развитие творческой личности, становление внутреннего мира обучающегося, его реалистического мировоззрения, которое становится в условиях глобальной информатизации актуальной проблемой не только для системы художественного образования, но и для всего общества. Заслуга Кузина В.С. в том, что он заложил фундамент для многих поколений своих последователей и учеников, целостную систему подготовки.
Филиппова Вера Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и медиа Гуманитарного института Череповецкого государственного университета, выступая с докладом на тему: «Потребности и возможности ИКТ в процессе реализации учебно-творческих задач», подчеркнула, что в данных условиях необходимо искать баланс между традиционными формами обучения и инновационными технологиями. Преподаватель должен уметь работать в любых условиях, плохо что повсеместно сокращаются часы на «изобразительное искусство».
Конференция прошла плодотворно и, хотя проходила в дистанционном формате, это не удалило участников друг от друга, а, наоборот, дало возможность активно пообщаться и подискутировать на волнующие проблемы широкой аудитории участников.
В заключение ведущий конференции академик Ломов С.П. поблагодарил всех участников и гостей конференции со столь масштабным мероприятием и сказал, что педагогическому сообществу необходимо объединяться и выходить в «социальные сети», предлагая молодежи на понятном ей языке, высокий уровень культуры художественных и научных знаний. Шире распространять имеющийся положительный опыт в информационном пространстве, чтобы «сети» были наполнены качественным содержанием, полезным для формирования и развития молодежи, а не призывающим к каким-либо негативным действиям и поступкам.
Ломов С.П. также отметил, что по итогам конференции будет подготовлено резюме по имеющимся проблемам в художественном образовании с дальнейшим обсуждением этих вопросов на уровне Российской академии образования и Министерства просвещения России. В заключении всем участникам пожелал успехов в работе, творческих успехов и здоровья.
Материалы подготовил Руднев И.Ю.,
кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой методики
преподавания изобразительного искусства,
доцент кафедры живописи МПГУ