20 мая 2022 года на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ состоялась Международная научно-практическая онлайн-конференция «Новые вызовы художественного образования в условиях цифрового социума. Горизонты и риски», посвященная памяти академика РАО и выдающегося ученого-педагога Кузина Владимира Сергеевича.
Интегратором и организатором проведения Конференции выступила кафедра методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева художественно-графического факультета МПГУ, под руководством научного руководителя художественно-графического факультета, профессора, академика Российской академии образования, почетного академика Российской академии художеств, доктора педагогических наук, почетного профессора Тянь-цзяньского университета (КНР), профессора кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Ломова Станислава Петровича.
Модератор Конференции – заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, кандидат педагогических наук, доцент РАО, Руднев Иван Юрьевич.
Тематика обсуждаемых вопросов Конференции:
- «Искусство и визуализация образования»
- «Цифровые образовательные технологии в сфере изобразительного искусства»
- «Классика и современность»
- «Уроки изобразительного искусства в современной школе. Роль учителя»
- «Методология художественного академического образования»
- «Учебники по изобразительному искусству. Тенденции противоречий»
- «Цифровое общество и современный ребенок».
В Конференции приняли участие ученые и педагоги из ведущих Московских университетов, Казахстана, Китая, Дагестана, Республики Саха (Якутия), Республики Адыгея, Барнаула, Тулы, с Алтайского государственного института культуры, члены Международной ассоциации деятелей художественного образования (МАДХО, Москва), аспиранты и студенты.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился директор Института изящных искусств, доктор филологических наук, профессор Коновалов Андрей Александрович. В своей речи он отметил, что Конференция проходит в преддверии грядущего события – 150-летия МПГУ и посвящена памяти выдающегося педагога, академика и просто уникального человека – Кузина Владимира Сергеевича, основателя крупной научной школы в российском художественном образовании. Конференция имеет для всей научно-педагогической общественности очень важное значение, так как проходит в непростое время кардинальных перемен в сфере образования, связанных с цифровизацией, и потому актуальна, как знаковое событие в отношении тех рисков и вызовов, которое современный мир, современное общество ставит перед художественным образованием.
Андрей Александрович кратко рассказал о Владимире Сергеевиче Кузине, докторе педагогических наук, профессоре, академике Российской академии образования, лауреате Государственной премии, заслуженном деятеле науки, который является для всего педагогического сообщества примером бескорыстного служения науке и изобразительному искусству. Андрей Александрович обратил внимание участников на то, что Кузин В.С. в свои 28 лет, будучи еще совсем молодым человеком (Кузин В.С. родился 24 мая 1938 года в д. Одинцово Московской области, окончил Московское художественно-графическое педагогическое училище, а в 1957 году — художественно-графический факультет МПГИ), начинает углубленно заниматься научными поисками в области психологии творчества и защищает кандидатскую диссертация по серьезной теме: психология художественного творчества, психология искусства. «В 30 лет Кузин В.С., уже как состоявшийся ученый, авторитет в художественном образовании, авторитет в психологии художественного образования возглавляет научную лабораторию эстетического и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. В 38 лет защищает докторскую диссертацию и в 40 лет становится профессором. Рубеж сорокалетия – это становление состоявшегося ученого и авторитета в своей области. Занимаясь научной деятельностью Кузин В.С. активно работает с молодежью, им подготовлено свыше ста кандидатов педагогических наук и около десяти докторов наук, т.е. под руководством Владимира Сергеевича вырастает мощная научная школа. Кузин В.С. занимается также разработкой учебных программ, пособий, учебников и методик по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. Под его руководством разработано 26 учебных государственных программ для педагогических институтов, 4 учебника «Изобразительное искусство» его авторства включены в федеральный комплект учебников. Владимир Сергеевич является одним из руководителей и исполнителем государственных стандартов образовательной области «Искусство» для общеобразовательной школы, для художественно-графических факультетов и отделений педагогических институтов (университетов), училищ (колледжей), он автор более 300 научных работ».
Также Коновалов А.А. отметил, что основополагающие труды Кузина В.С.: «Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе»; «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе»; «Психология» и др., актуальны и сегодня, так методика преподавания предмета – это основа, важнейший элемент образовательной системы. «Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако, как мы понимаем, она не может быть произвольной и случайной. Большинство ученых, педагогов, работающих сегодня в различных образовательных учреждениях учителями изобразительного искусства, а также, присутствующие здесь на Конференции, во многом следуют принципам и методике, разработанной Кузиным В.С., в основу которой положена методика живого общения, методика души к сердцу человека, которая и обеспечивает высокую профессиональную подготовку и педагогов, и художников. На фоне этого, хочется отметить, что Кузин В.С. явился продолжателем идей, заложенных еще одним крупнейшим ученым, педагогом, художником, имеющим непосредственное отношение к становлению художественно-графического факультета – Н.Н. Ростовцева. И доброе событие, связанное с именами этих двух выдающихся людей и научных деятелей, которое произошло на художественно-графическом факультете совсем недавно: кафедре методики преподавания изобразительного искусства присвоено имя Николая Николаевича Ростовцева. Это очень важное событие и для Института изящных искусств, и для художественно-графического факультета, и для кафедры методики. Не всякая кафедра достойна носить имя своего основателя. Это очень отрадно, что мы все причастны к этому событию, и что нашей молодежи есть на кого равняться». «Следуя традициям, – отметил Коновалов А.А., – мы становится сильнее в условиях стремительно меняющего мира. Сегодняшняя Конференция – это яркое тому подтверждение – сотрудничество и взаимодействие продолжателей и учеников Кузина В.С. по вопросам художественного образования и эстетического воспитания в условиях цифровизации проходит в новом дистанционном формате, что совершенно не умаляет ее значения, а, наоборот, способствует сохранению и преемственности традиций, открытости новых научных знаний, расширению границ участников, развитию научных школ, контактов и обмена опытом, выявлению новых перспективных направлений развития, позволяет педагогам общаться друг с другом, не взирая на расстояния и решать профессиональные проблемы и задачи, стоящие сегодня перед образовательной системой». Заканчивая выступление, Андрей Александрович пожелал всем участникам Конференции плодотворной работы, успеха, развития на благо педагогической науки.
Все присутствующие поблагодарили Андрея Александровича за столь содержательный доклад, который задал тон всему заседанию.
Работа конференции продолжилась в формате пленарного заседания, а затем распределилась по секциям.
Ведущим пленарного заседания и первым докладчиком выступил академик РАО и РАХ, профессор, д.п.н., научный руководитель художественно-графического факультета Ломов Станислав Петрович. Его доклад на тему: ««Роль академика Кузина В.С. в становлении классического художественного образования в школах России»». В своем вступительном слове Станислав Петрович также отметил выдающую роль Владимира Сергеевича Кузина в становлении отечественного художественного образования и особо отметил, что роль Кузина В.С. в становлении и развитии методики преподавания изобразительного искусства не исчерпывается фактами его личной творческой и педагогической деятельности. «Важно, что его методика преподавания изобразительного искусства и сегодня используется в практической работе многочисленных его последователей-единомышленников по всей стране, в том числе и на художественно-графическом факультете ИИИ МПГУ». Ломов С.П. отметил, что перед системой образования стоит основная проблема – «как воспитывать человека, отвечающего новым вызовам и запросам времени, который бы, с одной стороны, не порывал связи с реальной действительностью, был восприимчивым, и творчески развивался; а с другой стороны, был устойчив к соблазнам современного мира, мог ориентироваться и правильно оценивать разные стороны жизни, не утрачивая духовности, культуры и нравственности в огромном, технократическом и глобальном пространстве, осваивал новые технологии, основываясь на традициях, без вреда для себя и окружающего мира. Сегодня – это основная проблема и основная задача, которую предстоит решать нам всем. Дилетантский подход в обществе к предмету «изобразительное искусство» дискредитирует как сам предмет, так и отношение к нему, принижает уровень обучения и преподавания, и потерю всех качеств, которые способен на самом деле дать этот предмет для воспитания, обучения, развития детей, как для их жизни, так и для их становления в любой профессиональной деятельности. Поэтому наиболее приемлемой для сегодняшних вызовов времени является научная школа Н.Н. Ростовцева и Кузина В.С., идеям которой мы должны следовать сами и учить современное поколение. У нас много внимания обращают на физическое воспитание, а когда у нас на каждом шагу встречаются духовные калеки, это никого особенно не беспокоит». «Особенностью сегодняшнего этапа развития художественного образования в России, – отметил С. П. Ломов, – является переосмысление значимости духовного становления личности обучающегося (студента, школьника) на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционального постижения. Особенно велика в этом отношении роль изобразительного искусства, выступающего в образовательной среде инструментом формирования объективной гармоничной картины мира и способствующего верной ориентации подрастающего поколения в многоаспектном информационном поле». «Наша задача, – завершил свое выступление С.П. Ломов, – дать молодежи хороший потенциал знаний в области художественной культуры, духовных и нравственно-эстетических ценностей, показать ориентиры высокого искусства, развить у них чувство красоты и гармонии».
Также с докладами на пленарном заседании выступили:
- Зубрилин Константин Михайлович, и.о. декана художественно-графического факультета ИИИ МПГУ, к.п.н. Доклад на тему: «Художественно-графический факультет сегодня».
- Кошаев Владимир Борисович, доктор искусствоведения, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Доклад на тему: «Причины кризиса содержания учебников по изобразительному искусству для школы».
- Игнатьев Сергей Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства ХГФ ИИИ, МПГУ. Доклад на тему: «Аспирантура. Научная школа Ростовцева Н.Н. и Кузина В.С.»
- Сокольникова Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства им. Н.Н. Ростовцева. Доклад на тему: «Учебники по изобразительному искусству: проблемы и перспективы».
- Аманжолов Сейткали Абдикадырович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства ХГФ ИИИ МПГУ. Доклад на тему: «Психологические теории обучения изобразительному искусству В.С. Кузина».
- Долгоаршинных Нелли Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства им. Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ. Доклад на тему: «Педагог 2.0. Цифровые навыки, без которых не обойтись».
- Байрамбеков Марат Мирзоевич, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи. Доклад на тему: «Место и роль творчества дагестанских художников в системе образования республики».
- Иванова Нина Степановна, доктор педагогических наук, профессор, ГОУ ДПО Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». Доклад на тему: «Предметная область «Искусство» в региональной школе и система непрерывного художественного образования».
- Шокорова Лариса Владимировна, доктор педагогических наук, доцент. Заведующий кафедрой дизайна и архитектуры ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры». Доклад на тему: «Визуализация историко-культурного наследия региона в профессиональной подготовке дизайнеров и художников ДПИ».
- Руднев Иван Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент РАО, зав. кафедрой методики преподавания изобразительного искусства им. Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ. Доклад на тему: «Цифровые технологии в художественном образовании».
- Северова Тамара Степановна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дизайна и медиатехнологий в искусстве ХГФ ИИИ МПГУ. Доклад на тему: «Особенности преподавания дисциплин коммуникативно-цифрового модуля студентам художественно-графического факультета».
- Салтыкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве ХГФ ИИИ МПГУ. Доклад на тему: «Цифровые образовательные технологии в обучении студентов основам проектирования в дизайне».
- Слепцова Марианна Васильевна, кандидат педагогических наук, зав. отделением «Технология», преподаватель ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова», Республика Саха (Якутия). Доклад на тему: «Региональное исследование качества образования по предмету “Изобразительное искусство” в Республике Саха (Якутия)».
Далее работа пленарного заседания переместилась в секцию.
Секция 1. «Образовательные технологии в сфере изобразительного искусства».
Руководитель секции: Ткалич Светлана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративного искусства и художественных ремесел ХГФ ИИИ МПГУ.
Модератор секции: Кузнецова Александра Алексеевна, аспирант 1 курса ХГФ ИИИ МПГУ.
- Абдуллаев Сайфулла Файзуллаевич, доктор наук, профессор Бухарского инженерно-технологического института. Доклад на тему: «Вопросы унификации учебных программ и современных учебников по изобразительному искусству».
- Кулакова Ольга Викторовна, к.п.н., доцент кафедры декоративного искусства и художественных ремесел ХГФ ИИИ МПГУ. Доклад на тему: «Динамика требований к визуализации художественного образа в декоративно-прикладном искусстве».
- Слепцова Иванна Ивановна, учитель изобразительного искусства и технологии МБНОУ “Октемский научно-образовательный центр” ангаласский улус, Республики Саха (Якутия). Доклад на тему: «Пленэр как краеведческий аспект воспитания обучающихся»
- Терёшкина Изольда Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №2 с УИОП», Хангаласский улус, Республики Саха (Якутия). Доклад на тему: «Рисование с натуры на уроках изобразительного искусства».
- Данилова Маргарита Еримеевна, учитель изобразительного искусство и технологии МОБУ СОШ №38 г. Якутска, Республики Саха (Якутия). Доклад на тему: «Проблемы предмета “Изобразительное искусство” в современной системе образования».
- Бочурова Александра Андреевна, учитель изобразительного искусства, Захарова Мира Дмитриевна учитель-методист начальных классов МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №2 им. Д.А. Петрова», Таттинский улус, Республики Саха (Якутия). Доклад на тему: «Реализация проекта «Рисуем все» в сельской школе».
- Флегонтова Айталина Авксентьевна, учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа им. В.Н. Оконешникова», Мегино-Кангаласский улус, Республики Саха (Якутия). Доклад на тему: «Организация предметно-пространственной среды учебного кабинета изобразительного искусства и черчения»
- Кузнецова Александра Алексеевна, аспирант 1 курса художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Доклад на тему: «Формирование художественно-образного мышления на занятиях по изобразительному искусству».
- Ли Сяоцзюнь, аспирант 1 курса художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Доклад на тему: «Тенденции и противоречия в цифровом обучении на занятиях по современному искусству».
- Линь Ян, аспирант 1 курса художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Доклад на тему: «Пейзаж в изобразительной деятельности дошкольников».
- Сюй Сяо, аспирант 1 курса художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Доклад на тему: «Витражная роза готических соборов Европы и Восток: сакральная геометрия».
- Чжан Жубин, аспирант 1 курса художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Доклад на тему: «Игровые методы в детском художественном образовании в контексте оцифровки».
- Ван Фан, аспирантка 1 курса художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Доклад на тему: «Новые проблемы базовых уроков изобразительного искусства современной школы в условиях цифрового общества и роль учителя».
Всем участникам конференции был доступен свободный микрофон для обсуждения поставленных проблем.
В целом Конференция прошла в конструктивном ключе, произошел полезный обмен знаниями и опытом практической деятельности.
Зав. кафедрой методики преподавания
изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева
ХГФ ИИИ МПГУ,
к.п.н., доцент РАО Руднев И.Ю.