Целью конференции было актуализация и осмысление научного наследия Е. А. Флериной в контексте современных тенденций образования, обобщение инновационного опыта в сферах познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей, консолидация научно-педагогического сообщества и представление результатов фундаментальных и прикладных исследований.
В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, представители вузов России: Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Воронежского Института развития образования им. Н.Ф. Бунакова», Казанского (Приволжского) федерального университета, Ульяновского Государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Новосибирского государственного педагогического университета, Ленинградского областного института развития образования и др.
Заочное участие в конференции приняли представители вузов Беларуси, Узбекистана и Китая.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась декан Факультета дошкольной педагогики и психологии Маргарита Юрьевна Парамонова. Она отметила, что «Флеринские чтения» на Факультете дошкольной педагогики и психологии стали хорошей традицией. Е.А. Флерина – известный ученый, основоположник одной из научных школ в области дошкольного образования. Маргарита Юрьевна охарактеризовала многогранный талант Евгении Александровны Флериной и ценность ее научного наследия, которое не теряет своего значения в современной дошкольной педагогике. Она отметила, что у нее много последователей, как в России, так и за рубежом, а ее научные идеи продолжают развиваться в работах современных исследователей. Проведение конференции в 2025 г. совпало днем рождения Е.А. Флериной. М.Ю. Парамонова пожелала всем участникам конференции продуктивной творческой и конструктивной работы.
На пленарном заседании с парным докладом выступили профессора В.И. Яшина и О.С. Ушакова. Они раскрыли научно-методический вклад Е.А. Флериной в педагогическое образование, показали значение ее идей для развития художественно-эстетического и лингвистического направлений в отечественной дошкольной педагогике.
В докладах других выступающих были затронуты важные вопросы современного дошкольного образования. Макарова В.Н. в докладе «Изучение исторических аспектов теории и методики развития речи детей как фактор воспитания студентов: из опыта преподавания» раскрыла особенности работы со студентами по одной из важных тем курса. Рассказала об интересных методах и приемах используемых при изучении жизни и деятельности известных ученых, внесших существенный вклад в разработку фундаментальных основ методической науки.
Большой интерес вызвал доклад «Дошкольное детство как феномен культуры и проблема развивающего дошкольного образования». В нем Ю.И. Родин показал новые подходы к пониманию значения дошкольного периода жизни для всего последующего развития человека.
Не менее важные проблемы были освещены в докладах Н.А. Рачковской «Выявление и развитие одаренности у детей дошкольного возраста» и Н.Ф. Губановой «Художественно-эстетическое воспитание в ракурсе культурных событий в России».
Участники пленарного заседания отметили важность обращения к истокам педагогической науки и поддержки национальных традиций в дошкольном образовании, подчеркнули роль концептуальных положений научной педагогической школы Е.А.Флериной в развитии современного дошкольного образования.
Дальнейшая работа конференции строилась по четырем секциям:
Секция 1:Научно-методическое наследие Е. А. Флѐриной и вызовы современного образования.
Модераторы: Павлова Л.И., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ и Смирнова М.В., старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования
В заседании секции участвовало более 50 человек. Представлено было 13 докладов, в которых раскрывались актуальные проблемы современного дошкольного образования: художественно-эстетическое развитие детей, использование цифровых технологий в познавательной деятельности, организация детского театра, развитие связной речи дошкольников и др. Также рассматривался опыт организации преподавания в вузе, использование в работе со студентами инновационных технологий.
При обсуждении докладов были высказаны пожелания продолжать обмениваться интересным опытом, проводить научные исследования в обозначенных направлениях, сотрудничать и внедрять идеи Е.А. Флериной в современную образовательную среду вузов, колледжей и дошкольных образовательных организаций.
Секция 2: Актуальные проблемы возрастного развития: стратегии и инструменты психолого-педагогического сопровождения.
Модератор: к.псих.н., доцент кафедры возрастной психологии Истратова О.Н.
На заседании секции присутствовало 25 человек. Всего было представлено 18 докладов. Тематика выступлений охватывала актуальные проблемы возрастного развития детей и подростков, а также – различные аспектов психолого-педагогического сопровождения детей, их родителей и педагогов. Все доклады отличались актуальностью, современностью взгляда на поставленную проблему. В выступлениях отражены цифровые технологии, что отражено в подготовленных презентациях.
Секция 3: Лучшие практики и опыт работы по формированию основ математических и естественно-научных представлений у дошкольников
Модератор: к.пед.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Чугайнова О.Г.
В секции были объединены представители различных направлений педагогической науки и практики: педагоги дошкольного образования, методисты, дефектологи, психологи, а также обучающиеся специализированного высшего образования и аспирантов факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Участников было 17 человек.
Основной тематической направленностью докладов стал обмен актуальным практическим опытом и инновационными педагогическими технологиями, ориентированными на формирование первичных математических и естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста. Было заслушано 12 докладов.
Особый интерес вызвало выступление гостей из Санкт-Петербурга О.А. Бутиной и С.В. Зубаревой. Авторами представлен уникальный опыт в области музейной педагогики – создания картинной галереи в условиях дошкольной образовательной организации. Доклад осветил методику интеграции художественно-эстетического и естественно-научного компонентов, направленную на развитие речевых умений, формирование элементарных искусствоведческих представлений и расширение кругозора дошкольников. Презентация сопровождалась демонстрацией видеоматериалов, что вызвало оживленную профессиональную дискуссию.
Прослушанные сообщения, показ презентаций авторских методик и результатов исследований вызвали бурные дискуссии и способствовали генерации новых идей. Заседание показало необходимость и высокую эффективность обмена опытом между специалистами различного профиля для дальнейшего профессионального роста и совершенствования.
Секция 4: Профессиональное становление и самореализация педагога в системе дошкольного образования
Модератор: к.пед.н, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Бацкалѐва В. В.
На заседании секции участвовало 20 человек и было заслушано 12 докладов. С сообщениями выступали как преподаватели, так и студенты факультета. Также о своих достижениях рассказали гости из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Узбекистана. Все доклады имели разнообразную тематику и отличались актуальностью и глубиной изложения материала.
Особо следует выделить выступление студентки Севериненко В. Д. «Педагогические идеи Е. А. Флѐриной и их влияние на технологии дошкольного образования сегодня»
Секция 5. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: новые форматы и практики.
Модератор: Мацкевич Ж.В., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В заседании секции участвовало 28 участников. Было заслушано 14 докладов. Все сообщения были посвящены современным формам художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Особо следует выделить доклад А.В. Антоновой, доктора педагогических наук, профессора кафедры дошкольной педагогики, посвященный педагогическим идеям Е.А. Флериной в контексте современного дошкольного образования и эстетического воспитания.
Выступления студентов традиционно были посвящены результатам собственных научных исследований, проведенных в рамках подготовки выпускных квалификационных работ, а также опыту работы в летних лагерях, практике в дошкольных образовательных организациях, совершенствованию личных творческих способностей в увлечениях и хобби. Содержание охватывало различные вопросы художественно-эстетического воспитания детей.
Для создания новогоднего настроения работу секции завершил творческий мастер-класс «Создание новогодней игрушки» (ведущая – студентка Сергеева Юлия). Все участники секции могли проявить свои творческие способности и изготовили новогодний шар, чтобы украсить елку и создать атмосферу приближающегося праздника.
Работа секций и пленарного заседания объединила более 70 научных докладов. В работе конференции в офлайн и онлайн режиме приняли участие более 120 человек, участники из 11 регионов России.
Результаты работы конференции показали, что она прошла конструктивно, плодотворно. Состоялся обмен научными идеями и практическим опытом благодаря привлечению не только преподавателей, ученых, но и студентов, педагогов-практиков.
В сообщениях был проведен анализ современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам воспитания, психического, познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста. Важно, что подчеркивалось значение базовых фундаментальных научных исследований и педагогического наследия в решении проблем современного дошкольного образования.





















