24-25 ноября 2022 года в Институте иностранных языков МПГУ состоялась международная научно-практическая конференция «Лингвистика и образование». Событие было посвящено 150-летию Московского педагогического государственного университета, который известен своими многочисленными научными школами, в том числе, в области лингвистики и преподавания иностранных языков. Конференция состояла из пленарного заседания, заседаний научных секций и мастер-классов.
В продолжение отчета о проведении Пленарного заседания мы размещаем сообщения о проведенных в рамках конференции “Лингвистика и образование” мастер-классах наших коллег.
Мастер-класс «Как читать и понимать Марселя Пруста» (Comment lire et comprendre Marcal Proust) проводился 25.11.2022 (10:00 – 11:05) профессором кафедры романских языков им. В.Г. Гака Галиной Васильевной Беликовой. На мастер-классе присутствовали студенты 4-5 курсов направлений подготовки Педагогическое образование, Перевод и переводоведение, а также преподаватели – участники конференции.
Преследуя просветительские и образовательные цели, мастер-класс проводился на французском языке для студентов, изучающих французский язык и культуру, а также для всех интересующихся творческим наследием М. Пруста – автора литературного бестселлера «В поисках утраченного времени», основоположника литературного модернизма и создателя жанра романа «потока сознания», признанного мастера художественного стиля.
Чтение серьезной художественной литературы на французском языке все чаще, к сожалению, становится непосильной задачей для большинства современных студентов, не говоря уже о таком образце психологического модернистского романа, как семитомная эпопея М. Пруста «В поисках утраченного времени». Новаторский свободный и «широкий» стиль автора, отсутствие банальной интриги и динамично действующих персонажей, разрушение М. Прустом принципов традиционного психологического портрета и практически нивелирование персонажей, преобладающая метафоричность и сложность синтаксической организации текста – эти и другие особенности созданного М. Прустом романического пространства, где форма и содержание неразрывно слиты воедино, обсуждались в ходе проведения мастер-класса.
Основной задачей мастер-класса стала иллюстрация эстетического и философского кредо автора и техники воплощения его идей в слове. На примере отрывка из второго тома эпопеи «A l’ombre des jeunes filles en fleurs » были представлены основные темы – изменчивости и невозможности познания человека, всеобъемлющего потока времени – и лингвостилистические особенности их отражения в тексте.
Мы сердечно благодарим Галину Васильевну за познавательный мастер-класс и интересное изложение темы.