24–25 октября 2025 года в МПГУ на базе Института педагогики и психологии прошли традиционные Историко-педагогические чтения. В этом году они были посвящены памяти академика Российской академии образования, Почетного президента РАО, Почетного профессора МПГУ, доктора педагогических наук, профессора Николая Дмитриевича Никандрова.
В конференции приняли участие около 100 человек из разных городов Российской Федерации, а также из Белоруссии, Китая и Вьетнама.
Конференция проходила в смешанном формате с трансляцией и выступлением на платформе для видеоконференций.
С приветственным словом к участникам конференции обратились:
Васильева О.Ю., президент Российской академии образования, академик РАО, доктор исторических наук, профессор;
Лубков А.В., ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО, доктор исторических наук, профессор;
Дронов В.П., первый проректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО, доктор географических наук, профессор;
Владимирова Т.Н., проректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;
Сахарова Т.Н., директор Института педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук профессор;
Московский Ю.В., секретарь Попечительского совета Московского педагогического государственного университета
Березина Т.И., заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина, Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.
На пленарной части конференции выступили: Кузнецова Г. Д. Черкасова Е.Р. Ямалетдинова Ф.М. – кандидаты пед. наук., доценты кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» с докладом «Ценности отечественного воспитания в трудах академика Н.А. Никандрова; Федорова Н. М. д.п.н., профессор, заведующий кафедрой истории педагогики и образования института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена с докладом «Ленинградский период научно-педагогической деятельности профессора Н.Д. Никандрова»; Гончаров М.А. д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени Академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессор Российской академии образования с докладом «Традиции русского учительства в истории Российского государства»; Козлов И.И. к.ф.н., советник ректора МПГУ, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» с докладом «Трансформация образа учителя в отечественном кинематографе»; Богуславский М.В. д.п.н., главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева» МП РФ, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, профессор, член-корреспондент Российской академии образования с докладом «Реализация потенциала историко-педагогических традиций духовно-нравственного воспитания в развитии современного российского образования»; Куликова С.В., д.п.н. ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», Ученый секретарь Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, профессор, профессор Российской академии образования с докладом «Подвиг сталинградских учителей в годы Великой Отечественной войны»; Овчинников А.В., д.п.н., научный руководитель Лаборатории сравнительной педагогики и истории образования Центра развития образования Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования с докладом «Образовательная школа в годы Великой Отечественной войны: баланс дисциплины и творчества»; Петрашевич И.И., к.п.н. доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, с докладом «Ценностные национально-культурные основания подготовки учителя на территории Белоруссии второй половины XIX – первой трети XX века»; Кривко Я.П., д.п.н., заведующая кафедрой высшей математики и методики преподавания математики ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» с докладом «Формирование школьной политики и поиск путей решения проблемы учебника в СССР первой половине ХХ века»; Шевелев А.Н., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского», с докладом «Исторические предпосылки и современные реалии деятельности психолого-педагогических классов (на примере Санкт-Петербурга); Неборский Е.В. д.п.н., профессор кафедры иноязычного образования Института международного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доцент, профессор Российской академии образования с докладом «Феномен онлайн магистратуры как прецендент нового формата высшего образования в первой четверти XXI века».
Был показан фильм, посвященный памяти академика Российской академии образования, Почетного президента РАО, Почетного профессора МПГУ, доктора педагогических наук, профессора Николая Дмитриевича Никандрова.
Далее работа конференции осуществлялась по шести секциям:
Секция 1. Академик Н.Д. Никандров – выдающейся методолог и компаративист, просветитель, видный ученый в сфере педагогического образования и организатор педагогической науки
Секция 2. Историческое просвещение как основа формирования мировоззрения будущего учителя: ценности и смыслы
Секция 3. Традиции и новации в наследии выдающихся просветителей и их роль в становлении системы психолого-педагогического образования
Секция 4. Динамика ценностей и смыслов подготовки будущих педагогов в системе психолого-педагогического образования на различных исторических этапах
Секция 5. Методологические и мировоззренческие подходы в историко-педагогических исследованиях системы психолого-педагогического образования
Секция 6. Современные концепции осуществления психолого-педагогической и предметной подготовки будущего учителя
Лучшие выступления были отмечены дипломами Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО:
«За значительный вклад в развитие истории педагогики и образования»;
«Надежда историко-педагогической науки» в знак признания большого научного потенциала в осуществлении историко-педагогических исследований (для молодых ученых до 35 лет).
В завершении конференции на подведении итогов участники конференции обменялись мнениями по поводу докладов и значимости подобных конференций для всего психолого-педагогического и исторического сообщества. Конференция была очень плодотворной и практико-ориентированной.
В 2027 году пройду Пятые (юбилейные) Историко-педагогические чтения.
















