9 октября 2025 года в Российской академии образования (Москва, ул. Погодинская, д. 8) прошла Международная научно-практическая конференция «40 лет школьной информатике», посвящённая юбилею преподавания информатики в отечественной школе.
Событие стало центральным мероприятием юбилейного года и объединило ведущих учёных, педагогов, разработчиков учебных материалов и представителей цифровой индустрии.
1985 год стал знаковым для развития образования в СССР — именно тогда информатика официально вошла в школьную программу. Это событие положило начало новой эре в отечественном образовании.
Организационный и программный комитеты объединили ведущих специалистов Российской академии образования и педагогических университетов страны, внесших значительный вклад в развитие методики преподавания информатики, цифровизации образовательного процесса и формирование современной педагогической школы, тех, кто стоял у самых истоков информатики в советской школе, в том числе:
- Гриншкун Вадим Валерьевич, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента информатизации образования Института цифрового образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,
- Семенов Алексей Львович, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов Механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
- Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук,
- Кушнеренко Анатолий Георгиевич, кандидат физико-математических наук, заведующий отделом учебной информатики Научно-исследовательского института системных исследований (НИИСИ) РАН,
- Хеннер Евгений Карлович, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры информационных технологий ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,
- Григорьев Сергей Георгиевич, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор департамента информатики,управления и технологий Института цифрового образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,
- Леонов Александр Георгиевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории вычислительных методов Механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Информатика в школе»
Конференция прошла под руководством Васильевой Ольги Юрьевны, академика РАО, доктора исторических наук, профессора, президента РАО.
На пленарном заседании участники обсудили путь, который прошла информатика в школе — от первых персональных компьютеров до интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. Были затронуты вопросы цифрового суверенитета, подготовки кадров, эволюции содержания курса и новых требований к учителю информатики.
Особое внимание уделено вкладу профессора Людмилы Леонидовны Босовой (1958-2024) — доктора педагогических наук, автора школьных учебников по информатике, бывшего заведующего кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ. Именно она была данной конференции. Память Людмилы Леонидовны участники почтили минутой молчания на пленарном заседании.
От Института математики и информатики МПГУ в конференции приняли участие:
- Сергей Дмитриевич Каракозов, директор Института математики и информатики, доктор педагогических наук, профессор — с докладом «Нейросетевые модели образовательных систем» в рамках научной сессии «Информатика в условиях трансформации: состояние, проблемы, перспективы»;
- Александр Юрьевич Федосов, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике, доктор педагогических наук, доцент — с выступлением «Решение задач воспитания в школьной информатике: генезис, актуализация, методика» о решении задач воспитания в школьной информатике в рамках научной сессии «Информатика в условиях трансформации: состояние, проблемы, перспективы»;
- Анна Юрьевна Босова, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике и информатике, лауреат премии Правительства Российской Федерации 2025 года в области образования (член программного комитета) выступила модератором секции мастер-классов, а также выступила с докладом «Тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом» в рамках пленарного заседания;
- Дмитрий Игоревич Павлов, доцент кафедры, кандидат педагогических наук — представил мастер-класс «Трансформация подходов к разработке учебных материалов при обучении информатике на уровне начального общего образования», где показал примеры мультимедийных и интерактивных средств, а также пути перехода к цифровым учебникам и QR-технологиям;
- Алёна Антоновна Салахова, доцент кафедры, кандидат педагогических наук провела мастер-класс «Создание чат-бота с интеллектуальным помощником на Python: от Telegram до облачных технологий», где раскрыла возможности no-code и low-code платформ, а также представила подходы к использованию искусственного интеллекта в школьных проектах.
Программа конференции включала пленарные доклады, дискуссионные форумы и мастер-классы для учителей, студентов и аспирантов педагогических вузов.
Обсуждались вопросы цифровой грамотности, алгоритмического мышления и новых компетенций, необходимых современному выпускнику и учителю. Участники отметили необходимость баланса между традиционными методами обучения и цифровыми технологиями.
Студенты ИМИ МПГУ также участвовали в этой конференции. Студентка 4 курса Дарья Кучеренко поделилась своими впечатлениями:
На конференции обсуждался вклад выдающихся педагогов и академиков, которые приняли участие в создании курса “Основы информатики и вычислительной техники”. Рассматривались вопросы развития информатики на разных ступенях образования, подготовка школьников к прикладному программированию на разных языка. В стороне не остались темы развития искусственного интеллекта и применение современных подходов к обучению и школьников, и будущих педагогов.