21 октября 2022 г. завершилась работа Международной научно-практической конференции «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога». Это масштабное мероприятие, посвященное 150-летию МПГУ, в котором приняли участие 10 гостей из ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Иран, Израиль, Турция, США); выступили с докладами и мастер-классами 84 специалиста; в качестве слушателей зарегистрировались 728 человек из 85 регионов Российской Федерации, а также Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан.
Организаторы конференции – Министерство просвещения Российской Федерации и МПГУ, представленный Институтом детства. Целью конференции было определение роли и содержания социально-воспитательной деятельности вуза в процессе формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога.
19 октября участников поприветствовали: заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Степанович Антонов; проректор МПГУ по учебно-методической работе, д.филол.н. Людмила Александровна Трубина; академик Российской академии образования, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке, д.философ.н. Олег Николаевич Смолин; заведующий кафедрой сурдопедагогики и инклюзивного образования Института детства, д.пед.н. директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Александровна Соловьева; Мустафа Юнус Эрьяман – президент Всемирной Ассоциации исследований в области образования WERA (World Educational Research Association) (г. Анкара, Турция).
Пленарное заседание первого дня было посвящено опыту подготовки ведущих вузов нашей страны. Работа дня прошла на брифинг-площадках «Воспитательное пространство вуза в системе подготовки современного учителя-дефектолога» и «Воспитательная деятельность учителя-дефектолога: диалог науки и практики».
20 октября прошла сессия под названием «Гуманистические идеи Януша Корчака и проблемы современного образования». Сессионные доклады осветили самые разные темы. День продолжился циклом круглых столов: «Гуманистические традиции педагогики в наследии Януша Корчака в современной школе», «Опыт организации интеграционных лагерей. О реализации права на отдых и оздоровление детей с ОВЗ и с инвалидностью», «Союз педагогики и медицины в воспитательном пространстве: проблемы, возможности и перспективы»; состоялась дискуссионная площадка «Научное наследию Всеволода Петровича Кащенко: его вкладу в становление дефектологии».
Проблематика помощи детям на длительном лечении обсуждали в мастерской «Стратегии вовлечения детей в читательские практики в условиях медицинского стационара». Тематика дискуссионных площадок касалась самых разных аспектов детства: «Самоценность детства», «Свобода в воспитании…», «Детскому счастью….», «Возможности совместного музицирования в коррекционной работе с детьми…», «Арт-методы самопроектирования», «Возможности театральной педагогики…».
Итогом содержательно-событийного дня стала презентация социально-воспитательного проекта МПГУ «Радиоспектакль по мотивам произведений Януша Корчака» (главный редактор Е. Зубаркина). Спектакль вызвал сильнейший эмоциональный отклик слушателей, инициировал обсуждение тем, идей, проблем творчества Януша Корчака, его миссии и преемственности идей гуманистической педагогики в современном мире.
21 октября Конференция продолжилась на разных площадках: Лицей МПГУ (г. Москва) и Школа-интернат для АОП № 1 (г. Саратов).
В рамках работы конференции к 150-летию МПГУ была открыта выставка «Дефектология вчера, сегодня, завтра», раскрывающая опыт подготовки педагогов-дефектологов в университете. Материалы выставки расположены в рекреациях дефектологического факультета и в виртуальном пространстве.
В рамках работы конференции был разработан и опубликован сборник научно-методических материалов «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога». Он содержит рекомендации по организации социально-воспитательной деятельности в вузе в процессе подготовки учителя-дефектолога.