Международная конференция «Стратегии достижения высоких образовательных результатов» прошла 7 и 8 октября в главном корпусе Московского педагогического государственного университета. Мероприятие прошло в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Проведение сравнительного анализа эффективности образовательных программ по математике, физике, информатике, химии, биологии в системах общего образования Китая, Республики Корея, Сингапура».
Конференцию открыл ректор МПГУ, академик РАН и РАО А. Л. Семенов. В своей речи А. Л. Семенов отметил тенденцию к возрастанию престижа профессии педагога в стране и мире, коснулся проблем низкой мотивации среди и школьников, и студентов. Так же Алексей Львович рассказал о работе МПГУ, об изменении его структуры, достижениях и перспективах. «Девиз нашего университета: «Учим учиться, учим учить и учимся», — то, во что вовлечен весь наш коллектив», — заявил он, кратко характеризуя нынешний учебный процесс в нашем ВУЗе. Затем А. Л. Семенов затронул тему содержательной составляющей единого государственного экзамена, методы обучения математике и ИКТ в школах России, воспитания компьютерной грамотности и алгоритмического мышления.
На конференции выступил проректор Восточно-Китайского педагогического университета профессор Жэнь Юцюнь (Шанхай, КНР) с докладом «Государственные стандарты предмета «Информационные технологии» в старшей школе». Он рассказал о том, с какими трудностями приходится сталкиваться учителю при работе с детьми и обозначил преимущества и недостатки китайских методов обучения ИКТ.
Профессор Раманатан Субраманиам (Национальный институт образования, Наньянский технологический университет, Сингапур) в своем докладе «Естественнонаучное образование в средних школах Сингапура» продемонстрировал физические эксперименты, вовлекающие ученика в образовательный процесс.
Профессор Александр Юрьевич Пентин (Институт стратегии развития образования РАО), в ходе доклада «Естественнонаучная грамотность как основной образовательный результат изучения физики, химии, биологии в основной школе», указал на необходимость разработки новой концепции естественнонаучного образования в России.
В тонкости изменений системы образования Республики Корея слушателей посвятил профессор Хунгкуг Джо из университета Данкук, Республика Корея. Его доклад «О недавней реформе естественнонаучного образования в Республике Корея» сообщил слушателям о главном нововведении — так называемых «свободных семестрах», которые позволят школьникам рассмотреть все варианты своей будущей карьеры и выбрать, чем они хотят заниматься в дальнейшем.
После небольшого перерыва прошли две тематические дискуссии, одна из которых была посвящена преподаванию информатики в XXI веке (с сообщениями выступили ректор МПГУ А. Л. Семенов и проректор МПГУ А. Ю. Уваров), а вторая — преподаванию физики и химии. Совместными усилиями российские специалисты и гости из других стран искали ответы на вопросы, которые необходимо решить для дальнейшего развития школьного образования в данных областях.
Первый день конференции прошел в дружелюбной и теплой атмосфере, а его результаты оказались весьма продуктивными. Были оговорены новые пути сотрудничества между МПГУ и университетами КНР, РК и Сингапура в данной области и налажены пути обмена педагогическим опытом.
Второй день конференции начался с доклада профессора То Тин Лам из Национального института образования Наньянского технологического университета Сингапура «Становление подхода «Решение задач» в программе предмета «Математика» в школах Сингапура», где особое внимание уделялось средствам мотивации, в том числе примерам из реальной жизни, призванным вовлечь учащегося в образовательный процесс.
Следующим докладчиком стала представитель Китая в составе программного комитета Международного конгресса по математическому образованию 2016 года, профессор Сюй Биянь из Восточно-китайского педагогического университета (Шанхай, КНР) с докладом «Проектная деятельность на уроках математики для формирования мотивации к изучению предмета у учащихся китайских школ», раскрыв очень актуальную на сегодня тему: как же заинтересовать ученика школы и сделать его работу более продуктивной.
После перерыва прошли два мастер-класса. Один из них был посвящен изучению естественных наук и математики в начальной школе. Его провела профессор Кэрол Бреннан (Гавайский университет в Маноа, США), которая активно и информативно общалась с аудиторий, отвечала на возникающие вопросы.
Второй мастер-класс прошел в корпусе Института физики, технологии и информационных систем МПГУ. Обсуждались творческие подходы в преподавании предметов естественнонаучной направленности. Его провел профессор Раманатан Субраманиам из Национального института образования Наньянского технологического университета Сингапура.
Завершила работу конференции тематическая дискуссия по вопросам преподавания математики в XXI веке, в ходе которой участники конференции ответили на вопросы учителей и студентов МПГУ.
Гости из Сингапура, Китая и Южной Кореи отметили гостеприимство МПГУ, их заинтересовали методы работы наших педагогов и структура образовательного процесса в России.
Плодотворные результаты конференции открыли двери для более тесного сотрудничества и обмена опытом. Презентации и видеозапись всех докладов опубликованы на сайте http://stemasia.mpgu.org/