18 ноября команда Герменевтического клуба МПГУ под руководством доцента кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой в рамках мероприятий Международной выставки молодежных проектно-исследовательских работ MILSET Vostok Expo-Sciences провела для старшеклассников из Индии, Мексики, Бразилии, Белоруссии и России молодежный форум по энергетике в формате сюжетно-деятельностной игры, создающей условия для сотворчества. Основные ведущие – магистранты и студенты Института детства МПГУ, РГГУ, РЭУ им В.Г. Плеханова, НИУ ВШЭ и РГГУ: К.С. Береза; А.В. Вавилова, С.В. Данильчева, Л. С. Катречко, Ф.А. Ковалев, С.В. Ковалева, Е.М. Курапина, Л.В. Новожилова, В.Р. Минаев. Переводчики – студенты 3 курсов МПГУ и НИУ ВШЭ: А. К.Терехова, А.И. Смойленко и Д. Вальтер
Работа всей команды, начиная с вводного доклада, строилась на основе обсуждения ярких мультфильмов в технологиях медиагерменевтики (Н.Б. Ковалева, 2013), что позволило поставить ряд проблемных вопросов и заострить внимание участников на социальной сфере развития общества. Было выделено 4 основных направления работы фокус-групп, по которым равномерно распределились участники: цели технологического прогресса; энергетика и культура потребления; энергетика и образование; энергетика и искусство. Ведущие каждого фокуса строили свои мастер-классы также на обсуждении заранее подготовленных медиаобразцов, предваряя работу серией рефлексивно-позиционных методических упражнений и разминок, направленных на активизацию творческой активности каждого и постепенное создание условий для совместной творческой деятельности всей группы, выстроенных в соответствии с выбранным фокусом размышления.
На установочном докладе Н.Б. Ковалевой помимо отрывков из документальных фильмов о проблемах и направлениях развития энергетики и парадоксальных медиа-картинок были представлены 2 коротких мультфильма: «Escalade» (Бразилия, Luciana Egutue и Paulo Muppet, 2012) и «Wind» (Германия, Robert Löbel, 2013), позволивших создать первичное поле размышлений о проблемах энергетики в социальном ключе.
В группе «Цель технологического прогресса» (ведущие мастер-класса Федор Ковалев, Елизавета Курапина, модератор и переводчик Анастасия Терехова) на основе обсуждения отрывка из мультфильма «Валли» (США, Эндрю Стэнтон, 2008) и образа машины, которой управляет робот, поставлен вопрос о том, какие технологии нужны, чтобы человек, решая проблемы энергетики не превратился в робота сам. Участники данного мастер-класса представили в своих рисунках яркий образ Города будущего, в котором гибко используются альтернативные источники энергии (солнце, ветер, вода и даже молния). Главная особенность Города – система, позволяющая накапливать и перераспределять энергию на основе гуманитарных технологий и гуманистических принципов. Групп пришла к выводу, что каждый человек должен самоопределиться к целям технического прогресса и, передавая, часть энергии роботам для выполнения простой работы, большую часть энергии использовать для развития таких сфер как образование, спорт, здоровье, искусство. Самое главное, обязательно отдавать часть энергии «творческому вдохновению», ведь именно «вдохновение» отличает нас от роботов. В конечном итоге вся эта энергия должна возвращаться к человеку для того, чтобы он мог планомерно развивать общество, развиваться сам и заботиться о будущем.
В группе «Культура потребления» (ведущие мастер-класса Леонид Катречко и Любовь Новожилова, модератор и переводчик Анна Вавилова) получился
интересный опыт построения коммуникации и серьезного смыслового обсуждения в интернациональной среде. В качестве образца был взят мультфильма “More” (США, М. Озборн, 1999), при разборе которого участники группы задумались над тем, какие вообще нужны человеку виды энергии. В опоре на образы яркого мультфильма и будоражащие воображение картинки игры «Диксит» старшеклассники размышляли о современном человеке и обществе, которое борется за материальные ресурсы, в то время как испытывает дефицит, прежде всего, в “духовной” энергии: энергия понимания, мысли, дружбы, любви, – т.е. то, что может дать человеку только другой человек. В сценическом действии попытались дать ответ на вопрос, поставленный создателями мультфильма «More» показывая, что человек ищет счастья и полноты жизни в материальном благополучии, часто не сознавая, что только духовная энергия может принести настоящее счастье. Именно тогда, когда человек направляет свои силы в развитие сферы человеческих взаимоотношений и собственной личности, он начинает разумнее распоряжаться всеми остальными ресурсами, перестает зависеть от случайностей, начинает меньше потреблять и больше отдавать, – то есть обретает тот смысл жизни, который не может произвести техника, сколько бы совершенной она не была.
В группе «Энергетика и образование» (ведущие мастер-класса Кирилл Береза и Светлана Данильчева) работа строилась на обсуждении и зарисовки запомнившихся образов и наиболее ярких мультфильмов, заданных в установочном докладе. Выделяя в представленных картинках те вопросы и идеи, которые относились к проблематике образования, участники группы начали разрабатывать тезис о том, что образование должно готовить не «воспроизводителей» предыдущего опыта, а людей, которые имеют свое представление о мире и готовы проектировать будущее и брать за него ответственность. В этой связи участники размышляли над следующими вопросами: достаточно ли обеспечить общество ресурсами, чтобы дать людям достойное образование, всегда ли образование дает знания, которые позволят предотвратить катастрофу в обществе, почему образованные люди, обеспеченные ресурсами, не готовы заботиться друг о друге и отвечать будущее. В итоге группа выделила как наиболее значимые два вопроса: «Каким должно быть образование, чтобы люди могли правильно распоряжаться ресурсами?» и «Почему люди разрознены и как преодолеть барьеры, чтобы справиться с проблемами». Группа в своем творческом сценическом этюде, подготовленном через раскрытие темы в пантомимических упражнениях, предложила всем подумать над тем, каким должно быть образование, чтобы давать знания и практические навыки, позволяющие разумно распределять и пользоваться ресурсами во благо, а также что наши ресурсы это не только энергия, но и люди вокруг.
В группе «Энергетика и искусство» (ведущая мастер-класса Светлана Ковалева, модератор процесса Виталий Минаев) работа строилась вокруг произведений искусства разных веков: Диего Веласкеса, Франсиско Гойа, Пабло Пикассо. В процессе обсуждения, включавших систему, упражнений активизирующих образное мышление, участники пытались проследить, как с развитием научно-технического прогресса менялся образ человека и отношение к войне в искусстве и обществе разных времен. Кульминационной точкой стала работа с картиной “Герника” П. Пикассо. В итоговой сценке, синхронно сопровождаемой зарисовками содержания сценке прямо на глазах у зрителя, была отображена основная идеи группы о том, что искусство и является той силой, которая позволяет человеку в самых сложных обстоятельствах, в конфликтных ситуациях и даже войнах оставаться человеком и находить пути разрешения проблем на основе гуманистических идеалов. Особое внимание было уделено тому, каким должен быть художник, что он должен принять как свою ответственность, чтобы помочь людям преодолеть конфликты, чаще всего возникающие из-за борьбы за ресурсы, и показать, как совместном творчестве найти достойные человечества пути их разрешения на основе создания условий для развития каждого человека, народа, страны.
Конференция уже закончилась, а старшеклассники не хотели расходиться и всё обсуждали затронувшие их образцы и проблемы в общении друг с другом, с ведущими, с организаторами, не всегда находя слова на английском, но понимая друг друга без слов – наверное, именно такой результат можно считать главным итогом совместной работы!
Доцент кафедры психологической антропологии Института детства, научный руководитель герменевтического клуба, Н.Б. Ковалева