По инициативе кафедры государственного и муниципального управления была организована работа Секции 5.1 «Проектное управление как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации», на которой с докладами и сообщениями выступили семь участников – это представители органов государственной власти и местного самоуправления, преподаватели, руководители средних общеобразовательных школ, слушатели магистерских программ ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС при Президенте Российской Федерации) и МПГУ, студенты старших курсов вузов Москвы, обучающиеся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». С учётом исследований, представленных на Секцию заочно, в научном мероприятии приняли участие наши коллеги из гг. Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Крым, г. Нижнего Тагила (Свердловская область).
Руководили работой секции Вячеслав Михайлович Оробец – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования МПГУ, Геннадий Анатольевич Веретельников – депутат Симферопольского городского Совета Республики Крым первого созыва, Валерий Борисович Рыжов – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования МПГУ и Сергей Александрович Шеркунов – кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования МПГУ по научной работе, доцент РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
Открывая заседание секции, заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Сергей Александрович Шеркунов обратился к собравшимся со вступительным словом. Сергей Александрович акцентировал внимание на важность определённой организаторами темы для обсуждения на заседании Секции, связанной с исследованием лучших отечественных и зарубежных практик задействования механизмов и технологий проектного управления в сфере образования, с проведением экспертизы и оценки возможностей более активного использования отдельных инструментов проектного управления в условиях «российской образовательной среды». Тема заседания Секции приобретает особую актуальность в связи с поставленной Центром стратегических разработок задачей по формированию на инновационной основе, так называемой, проектной экономики. По сути, вступивший в силу с 1 января 2016 года Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставляет «карт-бланш» для разработки и успешной реализации государством (муниципалитетом) совместно с бизнес-структурами инвестиционных проектов, направленных на строительство, эксплуатацию, техническое обслуживание образовательных организаций различного уровня, от дошкольных образовательных учреждений до крупных университетских комплексов. Методическое сопровождение проектной деятельности с достаточно высокой эффективностью осуществляет Национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ).
В соответствии с утверждённым Оргкомитетом конференции регламентом работы, с постановочным докладом выступил кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Валерий Борисович Рыжов, который, в частности, остановился на особенностях формирования и функционирования системы управления высшими учебными заведениями в условиях Болонского процесса – «как проекта образования для России».
Депутат Симферопольского городского Совета Республики Крым первого созыва Геннадий Анатольевич Веретельников в своём докладе на примере Государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополь до 2020 года» отразил преимущества внедрённой в новых российских регионах автоматизированной системы управления проектной деятельностью.
Не менее интересными были доклады студентов старших курсов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Так, Екатерина Бадрутдинова в своем выступлении констатировала, что на современном этапе развития «мировым трендом» является реализация крупными вузами модели глобального научно-исследовательского университета (global research university). Основными составляющими этой модели являются: превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, науки и государства по вопросам научно-технологического развития, обмена передовым опытом; интернационализация научно-исследовательской деятельности в рамках реализации проектов международного научного сотрудничества; формирование интегрированных исследовательских комплексов; проведение стажировок как преподавателей, так и студентов в зарубежных образовательных организациях и научных центрах. Подробно Екатерина Будрутдинова остановилась на практике формирования и реализации Стратегии развития известного не только в России, но и за рубежом Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), которая просто «пронизана» инновационными проектами, реализуемыми вузом совместно с органами государственной власти и управления, научным сообществом, образовательными организациями, выступающими в качестве партнеров ЛЭТИ, бизнес-структурами. Целью одного из вузовских проектов ЛЭТИ является «формирование элементов новой культуры образования». В этой связи вспоминается работа Джерома Брунера, вышедшая на русском языке в Московском издательстве «Просвещение» в 2006 году под названием «Культура образования» – интересный проект не только для технических, но и, наверное, прежде всего для гуманитарных вузов!
Студенту III курса Института социально-гуманитарного образования МПГУ, обучающемуся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Антону Чекунову в своём выступлении удалось отразить преимущества использования в практике управления образовательными организациями различного уровня такого инструмента государственно-частного партнёрства, как «фонд целевого капитала». Докладчик пояснил, что фонды целевого капитала, получившие широкое распространение за рубежом под названием «эндаумент-фондов», представляющими собой совместные проекты образовательных организаций и бизнес-структур, главным образом, направлены на повышение качества образования и поддержку научно-исследовательской деятельности талантливой молодежи. Интересно, что основным документом, регламентирующим деятельность эндаумент-фондов в США, является «Унифицированный закон о пруденциальном управлении институциональными фондами» (The Uniform Prudent Management of Institutional Funds Act – UPMIFA). Понятие пруденциального управления происходит от английского ʺprudential managementʺ, то есть разумное, рассудительное, безрисковое управление.
В процессе обсуждения докладов и сообщений, представленных на заседание Секции, приняли участие почётные гости – кандидат педагогических наук, зав. кафедрой управления образовательными системами Института социально-гуманитарного образования МПГУ Мария Валерьевна Гончар, выпускник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, федеральный государственный служащий Юрий Сергеевич Вохмин, коллеги – преподаватели гуманитарных и управленческих дисциплин.
Во время подведения итогов работы Секции «Проектное управление как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации», доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования МПГУ Вячеслав Михайлович Оробец проинформировал аудиторию, что в 2015 году Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и содействии ГК «Проектная практика» было разработано учебно-методическое и справочное пособие «Выгоды и возможности проектного управления в органах государственной власти». Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе «вектор» развёртывания проектной деятельности управленческими командами станет одним из наиболее значимых. Профессор В.М. Оробец выразил особую благодарность депутату Симферопольского городского Совета Республики Крым Геннадию Анатольевичу Веретельникову за участие в работе жюри и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество, а также поддержал студентов – активистов Научно-исследовательской лаборатории «НОВАТОРСТВО», функционирующей с момента создания кафедры в 2006 году, за «пробу пера», первый опыт участия в Международной научной конференции, в большей степени ориентированной на специалистов, работающих в сфере образования и профессорско-преподавательский состав вузов.
В заключении, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования МПГУ по научной работе Сергей Александрович Шеркунов зачитал решение жюри о включении в Сборник материалов Международной научной конференции «Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарных знаний в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза» научных статей к.ю.н., доцента Валерия Борисовича Рыжова, Геннадия Анатольевича Веретельникова, студентов Екатерины Бадрутдиновой, Оганнеса Мусаян, Эльнура Кахраманова, Антона Чекунова, а также работы Натальи Александровны Мареичевой, Марии Андреевны Зайцевой, Натальи Юрьевны Долгих и Михаила Борисовича Полякова, принявших заочное участие в работе конференции.
На этой ноте работа Секции 5.1 «Проектное управление как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации» была завершена.
Кафедра УОС представляла Секцию 5.2. “Современный руководитель образования: перспективные подходы к подготовке и переподготовке”. Среди выступающих был преподаватели кафедры, приглашенные гости из других образовательных организаций, а также магистранты.