15 октября отмечается Международный день Белой трости, направленный на привлечение внимания к проблемам незрячих и слабовидящих людей. К этой дате традиционно приурочены тематические мероприятия. Одно из них – Гала-концерт XVI Международного благотворительного фестиваля «Белая трость». Он организуется и проводится Благотворительным фондом Дианы Гурцкая помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца». 16 год подряд благодаря известной певице, художественному руководителю Центра социальной интеграции (ныне также старшему преподавателю кафедры тифлопедагогики нашего вуза) талантливые вокалисты с проблемами зрения получают возможность показать себя, а победители – принять участие в грандиозном концерте со звездами отечественной эстрады.
Студенты дефектологического факультета несколько лет подряд являются волонтерами масштабного проекта. В этом году это Дарья Викторова, Валерия Ефремова, Полина Продан, София Короткова, Кристина Алтухова, Ника Зайцева, Вероника Латышко, Таисия Рогунова, Ирина Мозгалева, Алина Трач, Ульяна Непогожева и др. Они и преподаватели кафедры тифлопедагогики дефектологического факультета Института детства МПГУ (И.С. Исмаилова, И.И. Лосева, Е.Б. Борисова, Н.Е. Малахова, А.В. Клыков, а также студенты 2-3 курсов и др.) были приглашены на благотворительный концерт фестиваля.
Делимся впечатлениями нашей талантливой студентки, победительницы Всероссийского вожатского конкурса «Вожатское лето – 2025», занявшей 3 место в номинации «Один день смены» Екатерины Дербиковой: «15 октября – Международный день Белой трости. А ещё этим осенним днём проходил фестиваль “Белая трость” на котором мне посчастливилось побывать. То, что я увидела и почувствовала на концерте, сложно описать словами. Это был не просто творческий вечер, это был мощный урок человечности, веры в ребенка и безграничных возможностей.
То, что я увидела и почувствовала на концерте, сложно описать словами. Это был не просто творческий вечер, это был мощный урок человечности, веры в ребенка и безграничных возможностей.
Сцена сияла, а в центре этого сияния стояли они – дети с нарушениями зрения. Рядом с ними – известные артисты, чьи имена знает весь мир. Но в тот момент не было звезд и подопечных, не было зрячих и незрячих. Были партнеры. Была одна команда, объединенная музыкой. Когда ребенок брал за руку известного артиста и они начинали петь дуэтом, границы растворялись. Я видела, как артист мягко направлял ребенка, давая ему понять, когда вступать, иногда просто касался его плеча, передавая ритм. А в ответ – голос, чистый, уверенный, наполненный такой силой и эмоцией, от которых перехватывало дыхание. И вот тут я, как будущий тифлопедагог, задумалась о том, какое колоссальное влияние оказывает такой опыт на самих детей.
Во-первых, это момент полной и абсолютной самореализации. В обычной жизни эти дети часто сталкиваются с барьерами и ограничениями. Здесь же, на сцене, они не “дети с ОВЗ”, они — талантливые артисты. Аплодисменты зала, адресованные лично им, дают невероятное ощущение собственной значимости и победы. Это терапия успехом, которая лечит душу и укрепляет дух.
Во-вторых, это мощнейший стимул для социальной адаптации. Проект “Белая трость” ломает стереотип об изолированности незрячего человека. Дети учатся взаимодействовать с новыми, причем публичными людьми, работать в команде, чувствовать себя частью большого и важного дела. Они видят (пусть и не буквально), что мир готов их принять на равных.
В-третьих, это развитие незрительных каналов восприятия. Музыка, сцена, энергия зала – все это обостряет их слух, тактильные ощущения (чувствуя вибрацию пола от басов или легкое дуновение от движений партнера), чувство пространства. Это бесценный сенсорный и эмоциональный опыт.
В-четвертых, музыка выступает как мощнейший инструмент комплексной реабилитации. Мы в теории изучаем, что музыкальная терапия эффективна, но на концерте я увидела это во всей полноте. Для ребенка, лишенного зрения, мир может быть тревожным и неустойчивым. Музыка становится для него структурированной средой, где есть четкие правила — ритм, мелодия, гармония. Пение помогает регулировать дыхание, что напрямую влияет на снятие мышечных и психологических зажимов. Разучивание текстов и мелодий тренирует память и концентрацию внимания. Но главное — это эмоциональная реабилитация. Через песню ребенок может выразить всю гамму чувств: подавленную агрессию, тоску, радость, надежду. На сцене я видела не просто исполнение песни, я видела, как дети отпускают свои переживания и наполняются светом – и это самая наглядная реабилитация, которую только можно представить.
В-пятых, такое выступление – это практикум по ориентировке в пространстве, жизненно необходимый для незрячего человека. Каждый шаг на сцене, каждое движение к микрофону, каждое построение в общем хоре –это упражнение в пространственном ориентировании. Дети учатся чувствовать дистанцию до партнера по дуэту по звуку его голоса или дыхания, запоминать схему перемещений по количеству шагов, ориентироваться на подсказки концертмейстера или звукорежиссера. Им нужно выйти в нужную точку, не сбить друг друга, поклониться в сторону зала, чувствуя его энергию. Этот навык, отработанный под аплодисменты, бесценен. Он дает им уверенность, что большое, незнакомое и, казалось бы, опасное пространство (а сцена именно такая) можно изучить, понять и покорить.
Но что же этот вечер дал лично мне?
Этот концерт стал для меня живым учебником по тифлопедагогике. В аудитории мы изучаем методики, психологические особенности, приобретаем множество прекрасных, ценных и незаменимых теоретических знаний. Но здесь я увидела главное – веру. Веру в то, что потенциал ребенка безграничен, если создать правильные условия. Я увидела, какую огромную роль играет не инструкция, а партнерство, поддержка и искреннее восхищение.
Я осознала, что моя будущая работа это не просто “обучение и адаптация”. Это помощь в раскрытии той самой звезды, что горит внутри каждого ребенка. Моя задача – быть не просто педагогом, а таким же “артистом” в своей сфере, который поможет ребенку выйти на свою жизненную сцену, почувствовать свою силу и уникальность, независимо от диагноза.
Я ушла с концерта с мурашками на руках, но не от холода, а от переполнявшей меня гордости за этих детей и осознания огромной ответственности в своей профессии. “Белая трость” показала мне не мир ограничений, а мир иных возможностей. И я, как будущий тифлопедагог, хочу стать тем мостом, который поможет моим будущим ученикам шагнуть в этот мир и засиять в нем так же ярко, как те дети на сцене».
Концерт обязательно покажут по телевидению в канун Рождества.
Доценты кафедры тифлопедагогики И.И. Лосева, И.С. Исмаилова,
студентка 3 курса Е. Дербикова
Кафедра тифлопедагогики дефектологического факультета
Института детства