Уже не первый год Международное педагогическое общество в поддержку русского языка (МПО) выступает соорганизатором Международного семинара «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». В 2021 году на площадке Семинара прошла отчетно-выборная конференция Общества, в последующие годы проводились круглые столы, посвященные вопросам развития образования на русском языке в странах мира, проблемам русскоязычных школ в современной геополитической ситуации.
В 2023 году прошла презентация результатов масштабного исследования «Образование с русскоязычным компонентом за рубежом: состояние и перспективы развития», реализованного в текущем году по заказу Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) в рамках проекта Минпросвещения России командой Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ и охватившего 75 государств мира. Многие члены МПО выступили экспертами в ходе исследования. На семинаре 2024 года состоялась презентация итогов этого совместного проекта МПО и МАПРЯЛ – коллективной монографии преподавателей кафедры ЮНЕСКО МПГУ «Образование с русскоязычным компонентом за рубежом: современное состояние и тенденции развития», в которой нашло свое отражение положение школьного русскоязычного образовательного сегмента в странах мира. Также был представлен Дайджест информационных и учебных материалов «БРИКС и изучение русского языка в странах Глобального Юга» из серии «Этнокультурное образование».
Также в рамках семинара 6 декабря 2024 года МПО совместно с МАПРЯЛ организовали Круглый стол «Семья и школа»: технологии взаимодействия для сохранения и изучения русского языка, культуры и истории» и приурочили его к Году семьи в РФ. Площадка объединила преподавателей и руководителей образовательных организаций, представивших свой методический опыт. О ситуации с русскоязычным образованием рассказали участники из Египта и Афганистана. Особый эмоциональный отклик получило выступление преподавателя Кабульского университета Махаммада Карима Безхана о сокращении числа изучающих русский язык в стране и отсутствии поддержки университетам как со стороны правительства, так и с российской стороны.
Традиционным мероприятием Семинара становится также Культурно-просветительский лекторий для зарубежной русскоязычной аудитории. Старт проекту был дан в прошлом году, в этом – он шел накануне семинара в течение всего дня 4 декабря. Этот проект МПО нацелен на методическую поддержку школьников, студентов, учителей и педагогов за рубежом. Тематика занятий определяется в том числе в ответ на запрос наших зарубежных коллег. Так, в этот раз директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО Елена Теплова провела занятие о российской египтологии, а ведущий сотрудник центра Юрий Юренко рассказал о великих российских исследователях, путешественниках и первооткрывателях.
Отдельный блок лектория был посвящен рождественской и новогодней теме. преподаватель московской Воскресной школы при Храме свв. Космы и Даминиана в Шубине Анна Кунин-Богоявленская рассказала о творчестве замечательного российского мультипликатора и художника Михаила Алдашина, представив на суд аудитории семантический разбор его маленького шедевра «Рождество». Лектор в богатой иллюстративной подборке показала, как складывался образный ряд художника, как повлияла на него художественная и в частности мультипликационная традиция.
Тема работы с визуальным материалом была продолжена в лекции доцента кафедры ЮНЕСКО МПГУ Анны Орловой, посвященной истории рождественской и новогодней открытки в России. Автор показала исторический контекст формирования отечественной филокартии, причины интереса художников и издателей начала XX в. к определённым темам, смысловые и эстетические критерии в детской открытке. Филокартия советского периода была проиллюстрирована не только «типичными представителями», но и уникальными малотиражными авторскими открытками с присутствием темы национальной и культурной идентичности.
Методический блок лектория был представлен двумя практикумами. Зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО Алексей Кричкин презентовал информационно-коммуникационные ресурсы и практики в сфере изучения русского языка и знакомства учеников-инофонов с культурой России, дополнив обзорный материал мастер-классом по созданию интерактивных упражнений на платформах: WordWall, LearningApps и Plickers. Учитель английского языка самарской школы «Эврика» Екатерина Голякова поделилась опытом использования приложений на базе ИИ в преподавании иностранного языка для формирования поликультурной компетентности обучающихся.
Анна Орлова