В третий день I Международного Педагогического марафона «Традиции и инновации управления образовательными системами», посвященного 150-летию МПГУ в формате дискуссионной панели работала секция «Управление образовательными системами как объект научно-практических исследований: авторские подходы, школы, особенности и перспективы развития». Модераторы секции Шклярова Ольга Анатольевна, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой и Яковлева Альбина Владимировна, руководитель отдела аспирантуры, ООО Московский исламский институт, аспирантка кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой организовали работу участников обсуждения актуальных научно-практических вопросов управления в сфере образования в смешанном формате. В работе секции приняли участие 45 человек. С сообщениями выступили 18 докладчиков и каждая тема сообщения затрагивала определенные аспекты решения проблем повышения качества и обеспечения эффективности управления образовательными системами в профессиональной деятельности педагогических работников.
Определенную направленность и в то же время разносторонность в вопросах управления образовательными системами задал профессор института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета Сергей Георгиевич Воровщиков. В своем докладе «Научные школы как ресурс развития теории управления образовательными системами» он подчеркнул актуальность изучения разных научных школ, рассказав о вкладе отечественных ученых, которые разработали основы методологии, теории, концептуально обосновали технологии управления образовательными системами.
Заслушав доклады Васильева Юрия Николаевича, Медвецкой Аллы Леонидовны, посвященные тенденциям и процессам трансформации образования в условиях изменяющегося миропорядка, переформатирования ценностно-смысловой и идеологической сторон в развитии социума, цифровизации сфер жизни участники дискуссии обсудили важность мобильности педагогических работников. Было подчеркнуто, что профессиональная ответственность педагогов лежит, прежде всего, в плоскости реализации организационно-управленческих. Именно поэтому так важна научно-практическая подготовка и развития педагогических кадров.
Опыт управленческой деятельности педагогических работников в организации воспитательного процесса на уровне среднего профессионального образования был представлен в докладе директора колледжа МГИМО МИД РФ Воробьевой Марины Вячеславовны. Это послужило толчком для обсуждения вопросов подготовки и совершенствования педагогических кадров. Гинкул Анна Павловна, преподаватель, ГБПОУ образовательный комплекс градостроительства «Столица» затронула вопросы организации корпоративного обучения педагогических работников в учреждениях среднего профессионального образования. А Власкина Дарья Александровна и Филатова Кристина Валерьевна подняли вопрос о состоянии компетентности педагогических работников.
Большой интерес у участников секции вызвали доклады руководителя отдела аспирантуры и студентов магистратуры ООО Московского исламского института, которые поделились результатами научно-педагогических и теологических исследований в управлении образовательными процессами в организациях реализующих исламское образование:
– Теоретико-методологические основы управления в исламском образовании России (Яковлева Альбина Владимировна, руководитель отдела аспирантуры, ООО Московский исламский институт, аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой)
– Переосмысление системы мусульманского духовного образования в России: педагогическое наследие Хусаина Фаизханова.(Хисамутдинова Сафия Дмитриевна, студентка магистратуры);
– Роль и значение педагогического наследия Али Каяева в развитии мусульманской школы (Исрафилов Абдулкадыр Абдулгафарович, студент магистратуры)
– Исламское образование в Дагестане: особенности и перспективы развития (Гаджаалиев Багавудин Шарабудинович, студент магистратуры)
А далее были заслушаны результаты первых этапов научно-педагогических исследований студентов магистратуры кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой:
– Ученическое самоуправление как ресурс управления общеобразовательной организацией (Одинцова Анастасия Игоревна, учитель ГБОУ «Школа №1582»)
– К вопросу о социализации младших школьников как объекте педагогического управления (Клейменова Алина Казбековна, учитель начальных классов ГБОУ Школа 1440)
– К вопросу о профессионально-личностной готовности педагогов к адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной организации (Орлова Дарья Валерьевна)
– Основные подходы в управлении процессом личностного развития менеджеров образования в системе дополнительного образования (Школьников Олег Александрович)
– Вопросы самовоспитания обучающихся при организации времени в управлении системами научно-практических исследований (Ягудова Лилия Рафековна)
– Особенности независимой оценки качества образования на различных уровнях как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования (Надолинская Яна Владимировна)
В теории и практике управления образовательными системами не ослабевает интерес в изучению самых разных проблем, которые актуальны, прежде всего, в практике профессиональной деятельности педагогических работников на разных уровнях реализации управленческих функций.
Профессор Ольга Анатольевна Шклярова