Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Секция Актуальные вопросы педагогики и психологии в контексте наследия К.Д. Ушинского Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» стартовала в МПГУ

Новости МПГУ

Московский педагогический государственный университет является одной из площадок проведения IV Съезда общества русской словесности, Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» и Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности.

Международный педагогический конгресс «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» включен в План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. № 399-р.

Международный педагогический конгресс представляет собой комплекс научных, образовательных и просветительских мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.

10 ноября 2023 года начала работу Секция 1 Актуальные вопросы педагогики и психологии в контексте наследия К.Д. Ушинского Международного педагогического конгресса в Институте педагогики и психологии МПГУ. Состоялось торжественное открытие и Пленарное заседание.

На пленарном заседании были сделаны основополагающие доклады о вкладе Константина Дмитриевича Ушинского в отечественную педагогику и психологию, патриотическое воспитание и становление личности.

С приветственным словом к участникам обратились Директор Института педагогики и психологии, кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Сахарова и заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук Тамара Ивановна Березина.

Открыл научную работу секции Виктор Стефанович Басюк, и.о. вице-президента РАО, академик РАО, заведующий кафедрой психологии развития личности Института педагогики и психологии, доктор психологических наук, докладом «Детство как особый период личностного развития в педагогике и психологии К.Д. Ушинского». Он процитировал слова К.Д. Ушинского: «Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом». В докладе были освещены проблемы личностного развития ребенка, актуальности идей К.Д. Ушинского в практике отечественного образования, связи идей К.Д. Ушинского и его педагогического наследия в трудах Л.С. Выготского, В.А. Сластёнина и В.С. Мухиной.

В докладах коллег из Ярославского педагогического государственного университета им. К.Д. Ушинского Сергея Леонидовича Паладьева, доцента кафедры теории и истории педагогики, кандидата педагогических наук и Владимира Александровича Мазилова, заведующего кафедрой общей и социальной психологии, доктора психологических наук, были затронуты вопросы развития идей К.Д. Ушинского в отечественной педагогике и психологии, о связи ученого с мировой педагогикой и психологией. Раскрыты новаторские идеи великого педагога и психолога в области дидактики, идей подготовки учителей и патриотического воспитания.

Доклад Михаила Анатольевича Гончарова, профессора кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии, доктора педагогических наук, продолжил тему актуальности и важности идей К.Д. Ушинского в области патриотического воспитания. Были изложены основные постулаты данного направления в разрезе применения их в истории отечественной педагогики (Российская империя, СССР, наши дни). Подчеркнута комплексность подходов К.Д. Ушинского в патриотическом воспитании детей.

На пленарном заседании прозвучали доклады о метапредметных связях идей К.Д. Ушинского и их отражения в отечественной культуре и образовании.

Наталья Александровна Дидковская, доцент кафедры культурологии, кандидат культурологических наук и Мария Валерьевна Петрова, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, кандидат культурологических наук – Ярославский педагогический государственный университет им. К.Д. Ушинского – сделали доклады о публикации трудов и работ К.Д. Ушинского. Н.А. Дидковская рассказала об иллюстрировании рассказов педагога его правнучкой Ириной Хале.

О важности идей К.Д. Ушинского применительно к начальному образованию, комплексному подходу в воспитании и обучении младших школьников, развития речи и эстетического воспитания были сделана доклады Ирины Геннадьевны Кальницкой, преподаватель Хабаровского педагогического колледжа Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, Натальи Геннадьевны Молодцовой, доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, кандидат психологических наук, и Ларисы Сергеевны Саломатиной, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства, кандидат педагогических наук.

Доклады на Пленарном заседании были сделаны в очном формате. Модерировала пленарное заседание Тамара Ивановна Березина, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук.

Секция 1 Актуальные вопросы педагогики и психологии в контексте наследия К.Д. Ушинского Международного педагогического конгресса продолжила работу в дистанционном формате. Модерировала этот этап Светлана Григорьевна Макеева, заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского педагогического государственного университета им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук.

Были сделаны доклады участниками о различных аспектах педагогического наследия К.Д. Ушинского: трудовое и патриотическое воспитание, вклад ученого в российскую сравнительную педагогику, школьное образование и педагогическую работу. В дистанционном формате приняли участие российские ученые из Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Ярославского педагогического государственного университета им. К.Д. Ушинского, филиала Московского государственного педагогического университета имени М.В. Ломоносова в Севастополе, Московского педагогического государственного университета.

Секция первого дня работы Международного педагогического конгресса прошла на высоком научном уровне, в доброжелательной рабочей обстановке, в ходе которой состоялся обмен научным и педагогическим опытом.

10 / 11 / 2023

Показать обсуждение