27 ноября в рамках III Международного Педагогического марафона «Российская научная школа управления образовательными системами: достижения и перспективы развития», посвященного 100-летию со дня рождения Татьяны Ивановны Шамовой, состоялся Круглый стол «Педагогический потенциал цифровизации как ресурса опережающего управления в образовательной системе «учитель-ученик».
В своих сообщениях участники Круглого стола анализировали цифровизацию как педагогический ресурс, поднимали проблемы реализации дидактического потенциала цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и описывали успешные способы их решения для повышения качества образовательного процесса в целеобразующей образовательной системе «учитель-ученик». С докладами по этим вопросам выступили ведущие ученые и преподаватели ВУЗов, школьные учителя и методисты, магистранты кафедры, которые рассматривали не только ценность цифровых образовательных ресурсов, но и риски реализации ЦОР при недостаточном уровне компетентности учителя или готовности учеников.
Открыла работу Круглого стола Ольга Юрьевна Заславская, профессор Департамента информатизации образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, выстроив своим выступлением четкую логику дальнейшего разговора: цифровая трансформация образовательного процесса в её выступлении была представлена как основа для технологизации обучения в целях активизации учебной деятельности школьников. Ольга Юрьевна акцентировала позицию учителя как управленца в этом процессе, показала яркие примеры трансформации дидактических средств средствами ЦОР практически во всех школьных предметах, в очередной раз подтвердив свою роль яркого представителя Шамовской семьи.
Большой интерес присутствующих вызвал доклад Алексея Андреевича Заславского, доцента дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», кандидата педагогических наук о том, как нейросети могут быть использованы для организации учебного успеха каждого ученика. Докладчик использовал в качестве системной основы совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика в соответствии с технологией ИСУД (Галеева Н.Л.) и показал, как нейросети работают в роли «счетов нового поколения в режиме отладки» для каждой группы внутренних ресурсов учебного успеха: знаю, могу, хочу, умею. Алексей Андреевич остановился на важности для учителя грамотного составления промптов при работе с ИИ, показал, как учитель может использовать нейросеть как справочник, или как методиста или профильного помощника, показал возможности нейросети как генератора иллюстраций и т.д., уточнив, в заключение, что «применение нейросети ограничено только фантазией реализующего субъекта».
Продолжила тему обсуждения проблем и возможностей применения ИИ Татьяна Сергеевна Фещенко, преподаватель НОУ ДПО «Институт новых технологий», доктор педагогических наук, доцент, представив в своем докладе результаты исследования мнений педагогов школ о возможных рисках применения инструментов ИИ в образовательном процессе. Согласно результатам исследования наибольшую опасность учителя видят в снижении роли коммуникации между людьми и в изменении когнитивных способностей учеников. Татьяна Сергеевна напомнила слова Стивена Хокинга о том, что «создание искусственного интеллекта может стать последним технологическим достижением человечества, если мы не научимся контролировать риски».
Слушатели смогли оценить реальный опыт взаимодействия педагога с цифровыми ресурсами в каждом из выступлений учителей – практиков. Так Виктория Александровна Марахова, заместитель директора ГАОУ МО «Химкинский лицей», педагог-психолог высшей квалификационной категории, автор Программы повышения квалификации для сотрудников образовательных учреждений по работе с одаренными детьми рассказала об использовании ЦОР в построении траектории успеха для обучающихся при проектировании работы как учителя, так и ученика, показала как выстроено взаимодействие с родителями с использованием ЦОР, выделив как главную проблему – недостаточный уровень компетентности педагогов. Ольга Валерьевна Григорьева, учитель истории и обществознания и зав. отделением гуманитарных дисциплин МАОУ «Гимназия №8» г. Ангарск, Иркутской области, методист МБУ ДПО “Центр обеспечения развития образования”, региональный методист ЦНППМ ГАУ ДПО ИРО подробно описала как в её школе используется генеративный искусственный интеллект для развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Анна Александровна Харченко, советник директора по воспитанию МБОУ СОШ № 36 “Новые горизонты”, Московская обл., г. о. Мытищи, рассказала, как используются социальные сети как инструмент развития и брендинга образовательной организации. Аэлита Вячеславовна Громова, учитель начальных классов ЧОУ ОО МШСО, привела примеры влияния ИИ на модель взаимодействия учителя и ученика, показала реальные примеры такого влияния. Софья Сергеевна Шайдакова, преподаватель английского языка, руководитель кафедры иностранных языков ГБОУ «Школа 2033», г. Москва, магистрант КУОС им. Т.И. Шамовой, акцентировала цифровую компетентность педагога как важнейший ресурс процесса обучения «цифровых аборигенов».
Очень интересный опыт работы с семьями своих учеников представила в своем выступлении Мария Александровна Коваленко, учитель начальных классов МОУ “СОШ N5 им. В. Хомяковой”, г. Энгельс, Саратовская область, Почётный работник сферы образования Российской Федерации. Она совместно с родителями своих учеников реализовала проект “Жизнь без гаджетов”, когда в семье с детьми, обучающимися в начальной школе, вводится правило – использовать гаджеты только по необходимости (телефонные звонки, поиск адресов, заказ продуктов и т.д.). Результаты этого проекта были представлены докладчиком и в виде отзывов членов этих семей: Семья Максима К.: «Отказались от гаджетов, освободилось много свободного времени. Мы гуляли, лепили из пластилина различных животных, читали книги, играли с котом и просто разговаривали. Решили, что дома нужно отказываться от использования гаджетов, чтобы чаще проводить время вместе». Семья Вани С. «Это здорово жить без гаджетов! Мой сын изменился. Помогает мне по дому. Ване, оказывается, нравятся динозавры!! Мы ходили в музей, читали энциклопедии. Спасибо!»
С обобщением в конце трехчасового Круглого стола выступила Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат биологических наук, доцент, Почетный работник среднего общего образования, член-корр. МАНПО, «Учитель года Москвы -2003». В своем сообщении она уточнила особенности современного этапа развития технологизации образования в школе. Наталья Львовна показала, что сегодня цифровизация может стать отличной инструментальной поддержкой общей технологизации образовательного процесса, так как на современном этапе для реализации требований к обучению КАЖДОГО ученика реализуется стохастический этап проектирования вероятностных алгоритмов деятельности педагога: «если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то имеет смысл делать так…». Наталья Львовна в заключение сообщения представила свою точку зрения на актуальные направления исследований для развития дидактики как заказчика цифровизации в образовании, уточнив, что в жизни человечества с развитием цифровизации обновляется характера деятельности человека, обогащается картина мира, расширяется пространство реализации управленческих функций каждой личности, но при этом использование достижений цифровизации одновременно требует роста ответственности, осознанности системы человеческих ценностей от каждого человека.
Ссылка на запись Круглого стола: https://disk.yandex.ru/i/hayaokJuRgJldQ
Презентации выложены в чате Педагогической мастерской проф. Галеевой Н.Л.
https://t.me/+Cpgsx_Qd65EzZGY6
В заключение приведем несколько отзывов участников, опубликованных в чате встречи:
«Невероятные выступления, спасибо большое! Много полезного и интересного».
«От всей души благодарю за интересные выступления! Я узнала много нового!»
«Огромное спасибо организаторам и участникам за удивительное пространство единения, вдохновения, профессионализма».
Модераторы Круглого стола:
профессор кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ,
кандидат биологических наук, доцент;
ассистент кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ