Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

День третий IV Международного Педагогического марафона. Достижения и проблемы российского образования в деле гражданско-патриотического воспитания

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

25 ноября на кафедре управления  образовательными системами им. Т.И. Шамовой состоялась третья встреча в рамках IV Международного Педагогического марафона «Российская научная школа управления образовательными системами: достижения и перспективы развития»

На этот раз гости Марафона принимали участие в обсуждении темы «Гражданско-патриотическое воспитание в школе как управляемая система». Спикеры встречи – профессор кафедры УОС им. Т.И. Шамовой Наталья Львовна Галеева и директор ГАОУ Московской области «Химкинский лицей» Лидия Анатольевна Куманяева – подготовили программу, которая для каждого участника оказалась настолько востребованной и интересной, что вместно запланированных двух часов встреча продлилась четыре с половиной часа.

Среди 15 докладчиков были представители различных регионов России – Иркутской и Саратовской областей, гости из Кирова, Херсона, Москвы и Подмосковья. Всех объединял один вопрос: как спроектировать и реализовать систему управления процессом становления во взрослеющем человеке личных качеств гражданина и патриота своей Родины?

Открыла  работу секции спикер Лидия Анатольевна Куманяева, кандидат педагогических наук, директор ГАОУ МО “Химкинский лицей” Базовой школы РАН, Заслуженный работник образования Московской области, Почетный работник сферы образования Российской Федерации.  Как реализатор научных основ Шамовской школы управления образованием и управленец с большим стажем Лидия Анатольевна представила гражданско-патриотическое воспитание в школе с позиции управления – актуализировала  цели, технологии и ресурсы этого процесса.

Высокий уровень обсуждения актуальных вопросов гражданско-патриотического воспитания задал в своем кратком, но очень конструктивном выступлении Иван Александрович Курбаков, сотрудник МГЮУ имени О.Е. Кутафина и МАИ, представив  курс «Обществознание» как эффективный образовательный ресурс в сфере управления становлением гражданственности и патриотизма на уровне среднего профессионального образования.

Девиз доклада Ольги Валерьевны Григорьевой, учителя истории и обществознания, зав. отделением гуманитарных дисциплин МАОУ Гимназия 8; методист МБУ ДПО ЦОРО Ангарского г. о, регионального методиста ЦНППМ ГАУ ДПО ИРО, зам. председателя рег. предметной комиссии ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по обществознанию, члена Всероссийского экспертного педагогического совета в сфере ОО из г. Ангарска Иркутской области можно сформулировать так: «НЕ ИЗМЕРЯЕМ – НЕ УПРАВЛЯЕМ!». В своем сообщении она показала, как результативность гражданско-патриотического воспитания в школе зависит от реализации системы показателей качества воспитательной работы в этой сфере, используемой в технологии мониторинга результативности гражданско-патриотического воспитания в школе.

Своими находками в система управления процессом гражданско-патриотическим воспитанием на всех уровнях школьного образования поделилась педагогическая семейная пара из московской «Школы №1234»: Чарнецкий Сергей Николаевич, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования, зав. кафедрой истории и обществознания, Грант Москвы в области образования, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель города Москвы, Заслуженный учитель Российской Федерации и Чарнецкая Жанна Николаевна, педагог-организатор этой же школы, кандидат педагогических наук, Лауреат премии города Москвы в области образования, Почетный работник сферы образования РФ, Заслуженный учитель города Москвы, Заслуженный учитель Российской Федерации.

Интересный и системный опыт работы МБОУ СОШ №51 г. Кирова в области гражданско-патриотического воспитания представили Фукалова Фируза Махамматшокировна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и учитель начальных классов Чулкова Екатерина Юрьевна, рассказавшая о способах формирования основ гражданственности и патриотизма у младших школьников в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Орлята России».

У всех участников вызвал большой интерес доклад зав. кафедрой русского языка и литературы, кандидата наук, доцента ФГБОУ ВО “Херсонский государственный педагогический университет” Матвиенко Анны Игоревны, которая рассказала о результатах выполнения государственного задания Минпросвещения на 2025 г. № 073-00036-25-01 по теме формирования образного восприятия Героев новейшего времени у младших школьников в контексте гражданско-патриотического воспитания. Продолжили тему формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов в сфере гражданско-патриотического воспитания младших школьников Анастасия Эдуардовна Удрас, старший преподаватель кафедры теории и практики начального образования и библиограф библиотеки ФГБОУ ВО МПГУ, и Коваленко Мария Александровна, учитель НОО “Средняя общеобразовательная школа №5 имени В. Хомяковой” Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Опытом формирования гражданственности и патриотизма у молодежи через развитие системы ученического самоуправления и наставничества в ГАОУ МО “Химкинский лицей” поделились заместители директора лицея по воспитательной работе Куприянова Юлия Павловна, Почетный работник общего образования РФ и Шульженко Наталия Юрьевна, Заслуженный работник образования Московской области.  А их коллеги по школе Бормашова Наталья Александровна, учитель технологии, руководитель школьного музея, Заслуженный работник образования Московской области и Витченко Нина Ивановна, учитель истории, Почетный работник общего и среднего образования РФ продемонстрировали возможности школьного музея как ресурса гражданско-патриотического  воспитания учащихся лицея  и на уроках, и во внеурочной деятельности. Их доклад вызвал поток эмоциональных откликов у участников встречи,  а приглашение посетить музей со своими учениками – благодарности присутствующих.

О том, как построить управляемую систему гражданско-патриотического воспитания в онлайн-школе, рассказала Громова Аэлита Вячеславовна, учитель начальных классов ЧОУ ОО Международная школа смешанного обучения. А её соратники по образовательному процессу в онлайн формате из Международной школы завтрашнего дня Степанова Лина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, и Серова Татьяна Ивановна, учитель истории, руководитель МО учителей естественно-гуманитарного цикла, продемонстрировали возможности художественной литературы и кино в формировании гражданственности и патриотизма на уроках истории и профессиональные способы формирование патриотизма на уроках русского языка и литературы.

Спикер секции профессор Наталья Львовна Галеева в своем заключительном слове обобщила работу секции, представив алгоритм проектирования деятельности по созданию образовательной среды, обеспечивающей становление и развитие ученика как гражданина и патриота, и  представив пособие для обучающихся «Я – друг, семьянин, ученик и гражданин» для подростков 11-13 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих инклюзивное образование. Все участники получили возможность скопировать это пособие, победившего в 2018 году на международном конкурсе научно-творческих работ «Правовая культура – основа гармоничного развития личности и общества» в номинации «Практическая польза».

За четыре часа коллективной работы в чате встречи участники запечатлели свои мнения в кратких, но зачастую эмоциональных  выражениях:

«Спасибо, коллеги, за ваш опыт, вашу искреннюю заинтересованность в деле гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения!» Игумнов Н.

«Спасибо за идеи!» Громова А.

«Какой музей! Я в восторге!» Удрас А.Э.

«Процветание музею!» КРУГЛОВ А.М.

«Кратко и мудро. Я вообще придерживаюсь точки зрения, что преподаватели ДОЛЖНЫ иметь образование психолога, чтобы понимать детей и их проблемы» Голубева Л.И.

«Огромное спасибо организаторам, спикерам! Уникальный опыт, широкая география участников секции, талантливые педагоги. Благодарю всех! Уважаемая Наталья Львовна, спасибо!» Мария Джали

«Спасибо большое за теплую встречу, филологическое упоение русской и чистой речью! Прекрасен наш союз! Да здравствует, педагогика!» КРУГЛОВ А.М.

«Было замечательно! Спасибо, коллеги, за нашу душевную атмосферу и ваш ценный опыт!» Смирнова Н.

Желающие познакомиться с материалами секции могут воспользоваться ссылкой на Яндекс-диск, где выложены: запись встречи, презентации и материалы докладчиков. https://disk.yandex.ru/d/DyJcSiAdizMVJQ

До встречи на секциях и круглых столах нашего Педагогического Марафона!

Спикеры секции

Наталья Львовна Галеева

профессор кафедры УОС им. Т.И. Шамовой

Лидия Анатольевна Куманяева,

директор ГАОУ Московской области «Химкинский лицей»

27 / 11 / 2025

Показать обсуждение