В преддверии Саммита стран БРИКС, 20 сентября 2024 года в Казани на базе Университета управления «ТИСБИ» прошла Международная научно-практическая конференция «Развитие образования посредством искусственного интеллекта». Конференция состоялась при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Министерства образования Республики Татарстан, ИИТО ЮНЕСКО, ряда российских вузов, в том числе РУДН и «Иннополис».
В конференции приняли участие: представители Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Министерства науки и образования РТ, Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ, Академии наук РТ, представители ИИИТО ЮНЕСКО, ректоры ведущих международных, российских вузов, представители учреждений ВО и СПО, зарубежные и российские ученые – специалисты в сфере высшего профессионального, основного общего, среднего профессионального образования; разработчики цифровых образовательных продуктов и средств; представители Кафедр ЮНЕСКО, Центров ЮНЕВОК по профессиональному образованию и подготовке кадров, школьные учителя, в том числе из Ассоциированных школ ЮНЕСКО. По приглашению организаторов Кафедра ЮНЕСКО Московского педагогического государственного университета стала также активным участником мероприятия.
Конференция организована в целях обмена опытом в области повышения качества образования через использование методов и инструментов искусственного интеллекта. В задачи входило: определить место и роль искусственного интеллекта в образовании; выявить тенденции применения методов и инструментов ИИ в образовании; обобщить опыт применения ИИ в образовании. Работа дискуссионных площадок конференции проходила по направлениям: обработка естественного языка; рекомендательные системы; тематическое моделирование; онтологии и графы знаний; компьютерное зрение; обработка и распознавание речи; кластеризация и сегментация данных. Особое внимание было уделено этическим аспектам применения ИИ на всех уровнях образования.
На пленарном заседании с приветственными словами выступили: профессор, национальный координатор сети «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ, руководитель Центра ЮНЕВОК, основатель и президент Университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс; ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, зам. директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД РФ Татьяна Довгаленко; начальник отдела технологий и искусственного интеллекта в образовании сектора образования ЮНЕСКО, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, Фэнчунь Миао; координатор программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, Инга Нишанян; министр образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин; уполномоченный по технологиям искусственного интеллекта в РТ Булат Замалиев; президент РУДН им. Патриса Лумумбы, профессор, академик РАО Владимир Филиппов.
Проблемное поле конференции отражено в выступлениях главных докладчиков:
«Как и в ЮНЕСКО, так и в БРИКС образование стоит одним из главных вопросов, обсуждаемых этими организациями. Образование играет ключевую роль в развитии общества, однако в условиях быстрого технологического процесса традиционные методы обучения уже не могут удовлетворить потребности современного мира. Мы видим, как искусственный интеллект преображает учебный процесс, открывая новые возможности для обучения и способствуя росту качества образования» (Н. Прусс).
«ЮНЕСКО, стремясь идти в ногу со временем, в короткий срок первой из международных организаций разработала рекомендацию об этических аспектах использования искусственного интеллекта. Особый акцент делается на том, что ценность традиционных форм обучения имеет важнейшее значение для развития отношений обучающихся с преподавателями и другими учащимися, что должно приниматься в расчет при обсуждении вопросов, касающихся внедрения искусственного интеллекта» (Т. Довгаленко).
«Мы должны подготовить общество к системе искусственного интеллекта. Очень важно, чтобы гражданин в эпоху ИИ оставался ответственным и креативным, критически мыслил, становился лидером поколения искусственного интеллекта. Сегодня мы стараемся объединить два измерения: новые технологии и традиционные ценности» (Ф. Миао).
На пленарном заседании прозвучали тематическими доклады: «Вычислительное мышление» (вице-президент Академии наук РТ, зам. директора ИТ-Парка по образовательной деятельности Айрат Хасьянов), «Новая программа Университета Иннополис AI:360. Цели и задачи» (проректор, начальник управления академической политики и организации образовательной деятельности Университета Иннополис Евгений Бобров), «Применение методов и инструментов искусственного интеллекта в высших учебных заведениях» (адвокат юридической клиники Университета Йоханнесбурга, ЮАР, Элтон Ромео Харт), «Искусственный интеллект в образовании: продвижение обучения и равенства в цифровую эпоху» (профессор, президент Международного консультативного комитета CAFRAD-Панафриканской межправительственной организации, Марокко, Карим Эрруаки), «На пути к глубокой платформизации обучения: автоматизированная обратная связь на основе качественных исследований и ML-моделей» (руководитель Академической лаборатории ООО «СберОбразование», соавтор Интеллектуального помощника «Ассистент преподавателя» Павел Сергоманов).
Панельные дискуссии после пленарного заседания прошли по трем трекам. Первая дискуссионная площадка была посвящена применению искусственного интеллекта в общем образовании в ассоциированных школах ЮНЕСКО и прошла в МБОУ «Гимназия № 179 – Центр образования» Ново-Савиновского района г. Казани. Участники площадки обсудили актуальные модели, инструменты и технологии искусственного интеллекта, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс, познакомились с международным опытом, представили опыт РТ, выработали общие подходы к решению проблем развития образования посредством искусственного интеллекта.
На второй площадке обсудили опыт применения искусственного интеллекта в среднем профессиональном образовании. Она состоялась в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения. Был затронут широкий круг вопросов, связанных с развитием искусственного интеллекта в сфере среднего профессионального образования. Все доклады и выступления были направлены на развитие человеческого потенциала для использования новых методов и технологий искусственного интеллекта как инструмента, который может помочь создать более эффективную и доступную систему образования.
На третьей площадке собрались представители высшего образования, в том числе члены международных кафедр ЮНЕСКО России и зарубежных стран. Были представлены: практики высших учебных заведений в сфере искусственного интеллекта в России, Республике Беларусь и других странах. Особое внимание было уделено проблеме разработки системы рекомендаций, тем выпускной квалификационной работы с использованием искусственного интеллекта на основе цифрового следа студента.
По итогам мероприятия была принята резолюция прошедшей конференции.
М.А. Кривенькая
с использованием материалов официального пост-релиза конференции
https://www.tisbi.ru/novosti/razvitie-obrazovaniya-posredstvom-iskusstvennogo-intellekta/