20-21 июня 2024 г. Российская академия образования провела Международную научно-практическую конференцию «Инклюзия XXI века: теория и практика психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями».
Участники обобщили научно-практический опыт психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка, принципы инклюзии и социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью в РФ, меры государственной медико-социальной поддержки института семьи, сохранения и укрепления национальных ценностей. Институт детства нашего университета представили сотрудники кафедр ─ логопедии, олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, инклюзивного образования и сурдопедагогики, тифлопедагогики и психологической антропологии.
В церемонии торжественного открытия принял участие профессор, академик РАО, депутат Государственной Думы Российской Федерации, заведующий кафедрой тифлопедагогики О.Н. Смолин. Пленарное заседание модерировалось член-корреспондентом РАО, директором ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», заведующим кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики Т.А. Соловьевой.
20 июня модераторами симпозиума «Ученые ─ семье особого ребенка» в рамках конференции выступили профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства В.В. Ткачева и Г.В. Семья ─ член Экспертного совета Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, профессор кафедры психологической антропологии. В.В. Ткачевой был представлен доклад на тему «Семья особого ребенка: проблемы и пути решения». Сообщение Г.В. Семьи было посвящено субъективному благополучию особых детей в разных семьях, включая приёмную семью.
Симпозиум «Векторы развития специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ» модерировала Ю.О. Филатова, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ, профессор кафедры логопедии.
На этом симпозиуме с докладом «Моделирование инклюзивных стратегий персонализированного образования детей с особыми образовательными потребностями» выступила Т.В. Туманова, директор Центра стажировок и апробации психолого-педагогических специальных технологий Института детства, профессор кафедры логопедии.
Совместный доклад «Профессиональные ориентации выпускников вуза по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профессоров кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Т.С. Никандровой и Е.Н. Соломиной и старшего научного сотрудника ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» И.Н. Нурлыгаянова прозвучал на симпозиуме «Капитаны образования детей с ОВЗ». В сообщении были раскрыты результаты эмпирического исследования проблем трудоустройства выпускников-магистров, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», приведен анализ мотивационного профиля, дана характеристика психолого-педагогических барьеров и структуры профессионально важных качеств, необходимых для гармоничного трудоустройства в сфере специального и инклюзивного образования, а также алгоритм эффективного профессионального становления студента в вузе.
В этот же день прошла педагогическая мастерская «Инновации в работе с семьей особого ребенка», которую модерировала секретарь оргкомитета, ведущий аналитик Центра развития инклюзивного образования РАО, доцент кафедры психологической антропологии С.В. Мурафа.
21 июня модератором симпозиума «Кадровый вопрос в условиях трансформации высшего (дефектологического) образования» стала А.А. Алмазова, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии. Она представила новые модели подготовки дефектологов, реализуемые МПГУ и основанные на определении единого содержания и структуры образовательных программ. В докладах участников симпозиума были освещены разнообразные аспекты подготовки дефектологов в регионах РФ.