В конце сентября в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась XIII международная научно-практическая конференция “Медиаобразование: стратегии развития-2022”, объединившая участников из разных регионов России и зарубежных стран. Основной фокус внимания – это актуальные проблемы медиаобразования на всех уровнях, стратегии дальнейшего развития медиапедагогики и эффективные методики повышения уровня медиаграмотности.
Традиционно конференция началась с пленарного заседания, в ходе которого выступили с докладами ведущие исследователи и эксперты в области медиаобразования. Заведующая кафедрой медиаобразования МПГУ Ирина Александровна Купцова представила тему “Медиакультура педагога как предмет дискуссии” и остановилась на наиболее острых проблемах формирования медиакультуры в профессиональном педагогическом сообществе.
Доклад “Психологические риски и преимущества использования цифровых технологий в обучении”, сделанный заведующей кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ Еленой Борисовной Пучковой, содержал интересные материалы нового исследования по вопросам цифрового обучения.
Далее выступила Наталья Владимировна Тюрина, начальник Управления проектов в области образования и социальной сферы, руководитель проекта “Социальный навигатор” медиагруппы “Россия сегодня” с темой “Что не найдешь в учебнике: ключевые тренды медиаобразования 2022”, представив видение проблем медиаобразования в профессиональном медиасообществе.
В ходе пленарного заседания были представлены как теоретические основания, так и практический опыт вузов по развитию медиаобразовательных компетенций обучающихся. Так, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева выступила с докладом “Цифровая педагогика: сущность, структура и ее влияние на современный процесс в вузе”; профессор Высшей школы телевидения МГУ им.М.В.Ломоносова Кривуля Наталья Геннадьевна представила тему “Анимация в системе школьного образования в условиях внедрения новых образовательных стратегий”; заведующая кафедрой журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Татьяна Леонидовна Каминская поделилась опытом, выступив с докладом “Майнор “Основы медиаграмотности и продвижения личного бренда: опыт НовГУ им. Ярослава мудрого”; советник ректора МПГУ Иван Иванович Козлов представил тему “Роль Ассоциации кинопедагогов России в развитии кинопедагогики (на примере деятельности МПГУ).
С обобщающим докладом выступила проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова, рассмотрев такую научно-методическую и практическую проблему, как “Медиаобразование в педагогическом вузе: вопросы актуализации методики”. Особое внимание она обратила на острую необходимость качественных практикоориентированных разработок по медиаобразованию и медиапедагогике, которые востребованы на всех уровнях современного российского образования. Отметив высокий потенциал педагогических вузов в области медиаобразования Владимирова Т.Н. предложила консолидировать усилия по актуализации его методической базы.
Конференция продолжилась работой 6 секций, в которых приняли участие коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новгорода, Петрозаводска, Оренбурга, Челябинска, Магнитогорска, Иркутска, а также участники из Казахстана. Всего было заслушано более 50 докладов, вызвавших интерес и обсуждение.
Следующая конференция запланирована на 2023 год.
Кафедра медиаобразования