26 июня 2024 года состоялся очередной онлайн семинар кафедр ЮНЕСКО из цикла «На пути к Пакту во имя будущего» на тему «Молодежь и будущие поколения». В цели семинара входило обсуждение четвертой Главы проекта «Пакта во имя будущего», положения которой предусматривают: инвестирование в социальные услуги для молодежи; поощрение равных возможностей, особенно для наиболее уязвимых и маргинализированных групп, защиту их от насилия и содействие социальной интеграции; а также на содействие значимому участию молодежи в национальной политике и принятии решений, в том числе в межправительственных действиях ООН. Рассматривался также текст «Декларации о будущих поколениях» (Declaration for Future Generations), которая основана на новаторской Декларации ЮНЕСКО 1997 года об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениям и направлена на установление руководящих принципов и конкретных обязательств по защите интересов будущих поколений. Особое внимание уделялось деятельности ЮНЕСКО, ее роли в наращивании внимания к молодежи и ответственности перед будущими поколениями. В семинаре приняли участие более 280 человек – представителей кафедр ЮНЕСКО, сетей УНИТВИН, образовательных и общественных организаций, экспертов от профильных организаций.
В концептуальной записке к семинару сказано, что будущие поколения можно определить как «все те поколения, которых еще нет, которые еще придут и которые в конечном итоге станут наследниками этой планеты». Выбор, сделанный сегодня, будет иметь последствия для 10 миллиардов человек, которые еще родятся в этом столетии, в основном, в странах с низким и средним уровнем доходов. Несмотря на то, что мы обладаем невероятными способностями понимать влияние наших решений на разные поколения, нам не хватает систематического и последовательного подхода к мышлению, планированию и действиям с учетом интересов будущих поколений. Саммит будущего будет иметь ключевое значение для придания нового импульса направлениям этих действий, чтобы обеспечить лучшее сегодня и завтра. Подход к будущим поколениям опирается на науку и инновации, на рассмотрение информации, образования и знаний в качестве глобального общественного блага, которым делятся поколения, предвидя и ориентируясь на будущее, придавая ценность плюрализму мнений и всестороннему представительству молодежи и интересов будущих поколений в принятии решений.
Комитет высокого уровня ООН по программам (КВУП) разработал набор общих принципов Системы ООН, касающихся будущих поколений, для дальнейшего продвижения действий в этом направлении. Забота о будущих поколениях обусловлена удовлетворением потребностей и прав нынешних поколений и, таким образом, является составной частью процесса ускорения достижения Целей устойчивого развития. Хотя молодежь принадлежит к нынешнему поколению, их жизнь простирается дальше, чем у взрослых, в будущее, и они будут в большей степени подвержены краткосрочному мышлению и ошибочным решениям. Согласно Всемирному докладу о молодежи (2020), в мире насчитывается 1,2 миллиарда молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, что составляет 16% населения земного шара. Молодежь вновь продемонстрировала свою способность стимулировать позитивные и ориентированные на будущее изменения, но они не должны в одиночку нести бремя представления интересов будущих поколений. Диалог между поколениями и вовлечение молодежи могут помочь нынешнему и будущим поколениям осознать многогранные проблемы и бороться с ними во имя более устойчивого развития планеты и будущего.
В соответствии с этими намерениями, молодежи и будущим поколениям посвящена Глава 4 проекта «Пакта во имя будущего», и текст «Декларации о будущих поколениях», которая прилагается к данному Пакту. Положения Главы 4 предусматривают инвестирование в социальные услуги для молодежи; поощрение равных возможностей, особенно для наиболее уязвимых и маргинализированных групп, защиту их от насилия и содействие социальной интеграции; а также на содействие значимому участию молодежи в национальной политике и принятии решений, в том числе в межправительственных действиях ООН. В свою очередь, Декларация, основанная на новаторской Декларации ЮНЕСКО 1997 года об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями, направлена на установление руководящих принципов и конкретных обязательств по защите интересов будущих поколений. ЮНЕСКО вносит свой вклад в наращивание внимания к молодежи и ответственности перед будущими поколениями, стремясь к принятию целеустремленной декларации, основанной на правах человека, жизнестойкости и этике будущего, объединяющей уникальный, основанный на возможностях, подход ЮНЕСКО во имя будущего.
Семинар Кафедр ЮНЕСКО «Молодежь и будущие поколения» был организован, чтобы определить возможности для сотрудничества между молодежью, кафедрами ЮНЕСКО, сетями УНИТВИН и другими экспертами в целях дальнейшего выполнения обязательств по Пакту и Декларации, для размышлений и действий с учетом интересов будущих поколений и для содействия в реализации принятых обязательств на местном, национальном и глобальном уровнях. В задачи семинара входило рассмотреть роль, которую могут сыграть ученые в обеспечении использования научных знаний, информации и стратегического прогнозирования, и их совместного использования для защиты интересов будущих поколений, а также способы налаживания сотрудничества между поколениями, как инвестирование в развитие потенциала может улучшить подготовку к будущим глобальным потрясениям и снизить риски, а также как можно лучше построить системы образования и общества с обучением на протяжении всей жизни и адаптировать их к потребностям современной молодежи и молодежи будущего. Особое внимание уделялось той роли, которую могут сыграть молодые люди в обеспечении выполнения обязательств по Пакту и Декларации.
Открывая семинар, модератор Пола Разкин (руководитель политических исследований Отдела будущего обучения и инноваций ЮНЕСКО) выразила признательность всем, кто согласился принять участие в его работе. Она кратко изложила свое видение совершенствования образования в интересах будущего, реформирования образования в странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и отметила необходимость обращать больше внимания на повышение качества внешкольных программ, начального образования, успеваемости учащихся, а также на такие вопросы, как педагогическое образование, занятость учителей и проблемы с их зарплатами.
Для вступительного обращения было предоставлено слово заместителю Генерального директора ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам Габриэле Рамос, которая в своем докладе обратила внимание на важный аспект деятельности Организации в построении инклюзивных и мирных сообществ и в содействии социальной интеграции, в обеспечении гендерного равенства, в поддержке молодежи путем продвижения ее ценностей через спорт, борьбу с расизмом и с дискриминацией. Одним из основных направлений этой деятельности, по ее мнению, является развитие межкультурного диалога – важного инструмента для достижения взаимопонимания, мира и социальной сплоченности, для борьбы с дискриминацией и преодоления разногласий. Она отметила необходимость соблюдения прав женщин, их личного и профессионального развития, уважения прав и достоинства всего человечества, кратко представила содержание первого глобального документа по продвижению этики искусственного интеллекта, который был принят Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2021 году. Разработки ИИ, по ее убеждению, должны основываться на верховенстве права, избегая причинения вреда и обеспечивая наличие механизмов подотчетности и возмещения ущерба пострадавшим. Выступающая подчеркнула, что в ЮНЕСКО уважают и принимают участие, как на локальном, так и на глобальном уровнях, в реализации международных соглашений по вопросам борьбы с расизмом, обеспечения гендерного равенства, защиты природы и памятников культуры от изменений климата.
Затем исполнительный директор Бюро стратегического планирования ЮНЕСКО, сопредседатель Основной группы по обязанностям во имя будущего Комитета высокого уровня по программам (КВУП) Кэролайн Сиболд выступила с докладом на тему «Ознакомление с общими принципами системы ООН в отношении будущих поколений». Говоря об обеспечении прав будущих поколений (Future Generations), она, прежде всего, сослалась на основные положения Устава ООН, которые обязывают государства-члены поддерживать международный мир и безопасность, соблюдать нормы международного права, добиваться «более высокого уровня жизни» своих граждан, решать «экономические, социальные проблемы, проблемы здравоохранения и связанные с ними проблемы» и содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». «Свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии». Она также выделила современную политику ЮНЕСКО, направленную на содействие в достижении Целей устойчивого развития, представила политику, реализуемую Комитетом высокого уровня по программам (КВУП). В этой связи подчеркнула, что подход к будущим поколениям опирается на науку и инновации, на рассмотрение информации, образования и знаний в качестве глобального общественного блага, которым делятся поколения, предвидя и ориентируясь на будущее, на важность борьбы с несправедливостью, с дискриминацией и дезинформацией, придавая ценность плюрализму мнений и всестороннему представительству молодежи и будущих поколений в принятии решений. Кэролайн Сиболд дала краткий обзор основных положений повестки «Саммита будущего», в которых предусматривается создание основ для более эффективного глобального сотрудничества, способного справиться с сегодняшними проблемами, а также с новыми угрозами в будущем. Также представила основные главы «Пакта во имя будущего», в который будут включены пять групп вопросов – устойчивое развитие и финансирование развития; международный мир и безопасность; наука, технологии, инновации и цифровое сотрудничество; молодежь и будущие поколения; трансформация глобального управления. В заключение докладчик перечислила основные принципы ООН в отношении будущих поколений: (1) Продвигать концепцию будущих поколений, основанную на правах человека и равноправии; (2) Добиваться справедливости в отношениях между нынешним и будущими поколениями; (3) Признавать и укреплять взаимосвязанный мир; (4) Думать, планировать и действовать с учетом интересов будущих поколений; (5) Обеспечивать полноценное представление будущих поколений и их интересов; (6) Способствовать открытости науки, информации и знаний для будущего; (7) Развивать организационную культуру и потенциал, ориентированные на будущее; (8) Укреплять инклюзивные партнерские отношения и глобальное сотрудничество.
Далее модератор открыла панельную дискуссию и предоставила слово заведующему кафедрой ЮНЕСКО по глобальному гражданскому воспитанию в интересах устойчивого мира посредством вовлечения молодежи и общественности (Пенсильванский государственный университет, США) Марку Бреннану. Он рассказал о работе своей кафедры с молодыми людьми в возрасте 18-25 лет. Отметил, что исследовательские, образовательные и информационно-пропагандистские программы кафедры сосредоточены на трех ключевых взаимосвязанных областях: развитие молодежи и расширение ее прав и возможностей; наращивание потенциала сообщества, в котором молодежь играет центральную роль; активная общественная работа, ориентированная на социальную справедливость, перемены и равенство. Такая работа кафедры направлена на построение более открытого и справедливого общества, все граждане которого являются активистами социальных перемен, борцами с неравенством и за права своих сограждан. Она напрямую способствует достижению Целей устойчивого развития (ЦУР ООН 4.7), представляет для молодежи платформы для проведения мероприятий по наращиванию потенциала и развитию ее социальных и эмоциональных способностей.
Следующий участник панельной дискуссии – специалист по смягчению последствий стихийных бедствий, молодой лидер в области ОУР, член молодежной сети ЮНЕСКО по борьбе с изменением климата, участница 13-го молодежного форума ЮНЕСКО (Республика Тринидад и Тобаго) Курмира Гулстон сказала, что основную задачу своей работы как представителя островного государства в южной части Карибского моря видит в содействии развитию малых островов. Для этого, по ее мнению, необходимо слышать голос молодежи и представителей других поколений. Являясь координатором Карибской молодежной экологической сети, она работает над проектом по повышению осведомленности о негативных последствиях изменений климата, об экологических проблемах, влияющих на качество воды в бассейнах рек в Тринидаде и Тобаго. Отметила, что в рамках этого проекта также налажено сотрудничество с местными органами власти, школами и местными общественными группами в поиске путей снижения негативного воздействия человека на окружающую среду, используя инициативы образовательных и общественных организаций.
Заведующая кафедрой ЮНЕСКО по молодежному лидерству в науке, здравоохранении, гендерном равенстве и образовании (Университет Ага Хана, Кения) профессор Марлин Теммерман в своем выступлении выразила признательность своему Университету, а также Правительству и Парламенту Кении за организацию и поддержку деятельности Кафедры ЮНЕСКО и Центра передового опыта в области охраны здоровья женщин и детей, которые она возглавляет. Она кратко изложила основные направления своей деятельности в области глобального равенства и обеспечения прав и возможностей женщин и местных сообществ, укрепления систем здравоохранения, представила опыт своей работы с правительствами, многосторонними организациями, научными кругами, профессиональными объединениями, агентствами по развитию, частным сектором, гражданским обществом, неправительственными и религиозными организациями в глобальном и меняющемся мире. Особо выступающая подчеркнула необходимость наращивать уважение к молодежи, уделять больше внимания системе управления ее образованием.
Либерийский политик и дипломат (занимала пост министра иностранных дел Либерии в 2007-2010 гг.) Олубанке Кинг Акереле отметила, что среди основных задач в социально-гуманитарной сфере деятельности ЮНЕСКО является развитие молодежи, ее основополагающей роли в деле миростроительства. С целью поддержки молодых людей Организация приветствует включение проблем молодежи в сферу разработки политики государств-членов в области культуры, образования, науки и коммуникации. Она подчеркнула важность резолюции Совета Безопасности ООН (10.12.2015 г.), признающей вклад молодежи в усилия по поддержанию мира и безопасности. Рассказала о том, как сама продолжает работу по борьбе с угрозами изменений климата, с несправедливостью и насилием в обществе, по обеспечению в Либерии мира для всех, безопасности и прав молодежи, а также женщин на полноценное участие в работе по миростроительству.
После этого выступающего модератор предложила докладчикам – Кэролайн Сиболд, Марк Бреннан, Курмира Гулстон, Марлин Теммерман Олубанке Кинг Акереле – ответить на вопросы участников семинара. Среди основных вопросов: (1) Как преодолеть финансовые барьеры в странах Африки для обеспечения доступа молодежи к образованию? (2) Что необходимо предпринимать для совершенствования трудоустройства в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии? (3) Как совершенствовать работу кафедр ЮНЕСКО, чтобы адаптировать ее к потребностям современной молодежи и молодежи будущего? (4) Как лучше построить системы образования и адаптировать их к потребностям современной молодежи и молодежи будущего? Докладчики довольно кратко отвечали на поступавшие вопросы.
Подводя итоги работы семинара, координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кейт Холмс поблагодарил всех участников за плодотворную дискуссию. Он отметил, что данный семинар был посвящен вопросам сотрудничества между молодежью, кафедрами ЮНЕСКО, сетями УНИТВИН и другими экспертами в целях дальнейшего выполнения обязательств по Пакту во имя будущего. Холмс пригласил всех принять участие в предстоящем семинаре из серии «На пути к Пакту во имя будущего» – «Трансформация глобального управления» (17.07.2024 г.), а также в Форуме кафедр и партнеров ЮНЕСКО по преобразованию знаний для будущего Африки, который состоится в Аддис–Абебе 30 сентября – 2 октября 2024 года.
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая