Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

МПГУ на IV Международном форуме «Преобразование образования»

Новости МПГУ

С 13 по 15 ноября 2025 года команда МПГУ под руководством проректора по учебно-методической работе Екатерины Балабаевой представляла уникальный опыт нашего Университета на площадках Международного форума «Преобразование образования», организатором которого уже в четвертый раз стал Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).

Представители нашего Университета приняли участие в работе проектировочных сессий, круглых столов, экспертных и дискуссионных панелей –  программа традиционно была насыщенной и разнообразной. Несмотря на многоаспектность обсуждаемых вопросов, участников форума объединила общая ключевая тема «Качество образования для человека будущего».

В первый день Форума Екатерина Балабаева выступила экспертом проектировочной сессии Регионального научного центра РАО в СФО на базе ТГУ и Института образования ВШЭ «Новая модель высшего образования: что и как нужно исследовать». Перед экспертами был поставлен комплекс вопросов об актуальности и необходимости исследований в период трансформации системы высшего образования, поиска новых ориентиров развития системы высшего образования. Представители ТГУ, ВШЭ, БФУ им. Канта и МПГУ обозначили ряд важных направлений для исследований новой системы в разрезе оценки качества образования, включая и исследования самих субъектов образовательного процесса от дошкольного возраста до преподавателя вуза.

На презентационной площадке «Содержание и результаты экспериментальной деятельности университетов-участников Пилотного проекта» был представлен опыт почти трехлетнего участия вузов в проекте, направленном на изменение уровней профессионального образования. Ведущими площадки стали  Ирина Апыхтина, руководитель Центра новой модели высшего образования Минобрнауки и Нияз Габдрахманов,  заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» ВШЭ. Представители вузов пилота говорили о том, что удалось достичь за этот период, – вызвать устойчивый интерес к экспериментальным программам со стороны наиболее успешных абитуриентов, выстроить образовательные программы, учитывающие  запрос работодателя и возможность построения образовательно-профессиональных траекторий студентами, перспективы включения новых форм работы и многое другое.

Наряду с несомненными результатами участники пилотных вузов обсуждали проблемные зоны, которые высвечивались в процессе реализации пилотных программ. Одна из таких проблем – вопрос масштабирования полученного опыта на программы других направлений подготовки, на все вузы. Также были обозначены риски, которые возникают на данном этапе реализации пилотного проекта или могут появиться в отсроченной перспективе, в частности, риск поспешных институциональных и нормативных решений, дисбаланс между возможностью начала ранней трудовой деятельности и психологической неготовностью студентов к принятию ответственных самостоятельных решений.

Екатерина Балабаева приняла активное участие в работе площадки, выступив с докладом «О содержании и результатах экспериментальной деятельности в рамках пилотного проекта: опыт МПГУ». Она представила наш опыт через выработанные вузами пилота принципы новой системы высшего образования: гибкость и вариативность образовательных программ, усиление практико-ориентированной подготовки, ранняя профессионализация, новые формы взаимодействия с работодателем и ядерность проектирования программ. Акцент был сделан на том, что Университет поэтапно проводит внедрение образовательных программ в пилотном формате, интегрируя и развивая  ядерный подход к их разработке. Многопрофильность, междисциплинарность, возможность углубленного изучения современных научных направлений – главные отличия программ МПГУ. Завершая свое выступление, проректором было подчеркнуто, что особое место в подготовке педагогов занимает ценностно-смысловой подход, который должен стать ключевым для всей системы образования.

Промежуточными результатами участия в пилотном проекте поделились Андрей Воронин, проректор по образованию «МИСИС», Анна Бударина, руководитель ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» БФУ имени И. Канта, Дмитрий Житиневич, директор дирекции «Цифровая кадровая платформа» МАИ и Елена Суханова, директор Института образования ТГУ.

Выступления всех участников стали предметом оживленного обсуждения в зале, многие вопросы были продиктованы заинтересованностью коллег, стремлением ближе узнать идеи пилотного проекта и особенности его реализации.

На секции «Потенциал практики российских университетов для перехода к новой модели высшего образования: опыт реализации» представители вузов-пилота и вузов, который войдут в их число в ближайшее время, делились своими практиками и своим видением проектирования новых программ.  Антон Лобанов, заведующий кафедрой общей химии Института биологии и химии МПГУ, выступил с докладом «Подготовка учителей химии в рамках новой модели высшего образования». Выступление вызвало живой интерес к программе подготовки учителей химии в сочетании с другими профилями (Физика, Биология).  Напомним, что национальный проект «Новые материалы и химия» ставит технологические задачи не только перед химической отраслью, но перед сферой образования в части обновления содержания предметной подготовки, соответствующей новым достижениям науки.

Активное участие в площадках Форума приняли также Игорь Жигарев, заведующий кафедрой зоологии и экологии Институт биологи и химии МПГУ, Анна Алмазова, директор института детства МПГУ,  Андрей Наумов, заведующий кафедрой теоретической физики имени Э.В. Шпольского Институт физики, технологии и информационных систем МПГУ, Елена Бирюкова, заместитель начальника Учебно-методического управления и более 60 преподавателей и сотрудников МПГУ.

Завершающий день Форума был посвящен вопросам изменения нормативно-правовой базы новой системы высшего образования. В рамках проектной площадки Центра экспертно-аналитического и методического сопровождения разработки и внедрения новой модели высшего образования «Качество высшего образования: новое нормативное регулирование» представители вузовского сообщества говорили о возможных изменениях образовательных программ и порядков осуществления образовательной деятельности, включая ГИА.

На итоговой экспертной панеле «Проблема формирования и оценки качества высшего образования» Екатерина Балабаева и Игорь Жигарев обратили внимание на необходимую устойчивость системы образования в истории ее трансформации и реформирования, на расширение образовательных границ и поиска новых форм оценки качества образования. МПГУ и БФУ им. И. Канта запланировали совместное мероприятие по формированию единых контрольно-измерительных материалов комплексного экзамена готовности к профессиональной педагогической деятельности. Таким образом,

Форум позволил найти множество направлений для дальнейшей совместной работы университетов с целью укрепления и повышения качества подготовки педагогов в нашей стране.

Учебно-методическое управление

18 / 11 / 2025

Показать обсуждение