30 ноября 2023 года для кафедр ЮНЕСКО в рамках сетевого сотрудничества УНИТВИН состоялся онлайн семинар из цикла «Трансформация знаний для будущего Африки» на тему «Продвижение Рекомендации об открытых образовательных ресурсах (ООР)». Основная цель семинара – сформулировать представление о том, как ООР могут поддержать Африку в освоении новых технологий для устойчивого развития, и мобилизовать представителей кафедр ЮНЕСКО, сетей УНИТВИН, других заинтересованных участников для определения приоритетов продвижения ООР в Африке. Семинар направлен на укрепление сотрудничества между кафедрами ЮНЕСКО, экспертами и учеными в целях поддержки глобального приоритета ЮНЕСКО в Африке. В работе семинара приняли участие представители академических кругов, деятели культуры, студенческая молодежь из самых разных стран всех континентов.
В концепции семинара отмечается, что в своем стремлении к устойчивому развитию Африканский континент стоит на пороге чрезвычайных преобразований, отчасти обусловленных быстрым внедрением новых технологий. В этом контексте открытые образовательные ресурсы (ООР) играют ключевую роль в демократизации образования и поддержке целей устойчивого развития. Чтобы воспользоваться этой возможностью, крайне важно продвигать Рекомендации ЮНЕСКО об открытых образовательных ресурсах, которые направлены на поддержку и развитие потенциала для учителей в области цифровых технологий, разработку политики в области ООР, стратегии устойчивого развития и доступности, а также международное сотрудничество по использованию материалов для подготовки учителей на основе использования ООР во всем мире. На семинаре предусматривалось обсуждение роли кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН в продвижении Рекомендаций об открытых образовательных ресурсах (ООР) и их основной роли в использовании новых и перспективных технологий для устойчивого развития на Африканском континенте.
В ходе 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2019 году государства-члены ЮНЕСКО приняли Рекомендацию ЮНЕСКО по ООР, единственный существующий нормативный документ в области технологий и образования, призывающий государства-члены предпринять действия в пяти областях: (i) наращивание потенциала заинтересованных сторон для создания, доступа, повторного использования, адаптации и перераспределения ООР; (ii) разработка политики поддержки; (iii) поощрение всестороннего и объективного качества ООР; (iv) содействие созданию устойчивых моделей развития ООР; (v) содействие международному сотрудничеству. Рекомендация ЮНЕСКО об открытых образовательных ресурсах поддерживает наращивание потенциала для учителей в области цифровых навыков, создание и использование ООР, разработку политики в области ООР, стратегии устойчивого развития и доступности, а также международное сотрудничество по использованию материалов для подготовки учителей на основе использования ООР во всем мире.
После принятия Рекомендации была сформирована Динамичная коалиция по ООР (OER Dynamic Coalition) для поддержки реализации Рекомендации ЮНЕСКО 2019 года по ООР. Динамичная коалиция ЮНЕСКО по ООР – официальная Динамичная коалиция по управлению Интернетом – состоит из экспертов государств-членов, уделяющих особое внимание Национальным комиссиям ЮНЕСКО, межправительственным организациям, центрам ЮНЕСКО категории 2, специализированным учреждениям, гражданскому обществу и частному сектору. Коалиция направлена на расширение и консолидацию обязательств в отношении действий в области ООР, а также на поощрение и укрепление международного сотрудничества между всеми соответствующими заинтересованными сторонами.
Семинар 30 ноября 2023 г. открыл координатор исследований сектора ЮНЕСКО «Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО» Кит Холмс. В своем кратком выступлении он поблагодарил всех, кто согласился принять участие в семинаре, прежде всего представителей кафедр ЮНЕСКО и университетов Африки. После изложения целей семинара он предоставил слово старшему специалисту по ИКТ в образовании, Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Зейнеп Вароглу, которая в этом Секторе отвечает за выполнение Рекомендаций по открытым образовательным ресурсам.[1]
В своем выступлении Зейнеп Вароглу подчеркнула основную роль кафедр ЮНЕСКО и Динамичной коалиции по ООР в эффективной реализации Рекомендации ЮНЕСКО об открытых образовательных ресурсах; отметила необходимость поддержки инициативы в области открытого, дистанционного, универсального и онлайн-образования, а также совершенствования компетенций учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий. Докладчик обратила особое внимание на актуальный принцип в образовательной политике ЮНЕСКО – «Обучение для всех», который предусматривает включение учащихся с ограниченными возможностями в открытое и дистанционное обучение. В заключении своего выступления г-жа Зейнеп Вароглу отметила важность продвижения в Африке Рекомендаций по ООР для совершенствования системы образования африканских стран и их устойчивого развития, в целом.
Далее, выступая в качестве модератора семинара, г-жа Зейнеп Вароглу предоставила слово зав. кафедрой ЮНЕСКО по открытому образованию и социальной справедливости Кейптаунского университета, Южно-Африканская Республика, д-ру Гленде Кокс. В своем выступлении она охарактеризовала открытые образовательные ресурсы (ООР) как учебные и исследовательские материалы на цифровом или ином носителе, которые будут использоваться для «открытого обучения» в колледжах и высших учебных заведениях ЮАР; отметила, что открытое образование/обучение охватывает методы преподавания и академические практики, основанные на современных цифровых технологиях, педагогических подходах и открытых образовательных ресурсах (ООР). Особое внимание докладчик обратила на то, что ООР полностью соответствует содержанию ЦУР 4: «Обеспечивать инклюзивное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Гленда высказала пожелание более интенсивно распространять открытые образовательные ресурсы во всем мире, и прежде всего, в странах Африки.
Следующий докладчик, д-р Мокетси Летсека, зав. кафедрой ЮНЕСКО по открытому дистанционному обучению Южно-Африканского университета, профессор философии образования и главный редактор журнала Africa Education Review, Южно-Африканская Республика, кратко изложил свою миссию, основанную на 40-летнем опыте работы в системе образования, которая состоит в наращивании потенциала для улучшения качества охвата высшим образованием в режиме ODL (открытого дистанционного обучения), тем самым формируя будущее молодых умов в африканских университетах. Профессор обратил внимание на необходимость налаживания сотрудничества университетов стран Африки (Зимбабве, Танзания, Марокко и др.). Важную роль в этой работе, по его мнению, играет веб-сайт возглавляемой им кафедры, который помогает распространять информацию о внедрении ООР в открытое дистанционное образование. Кроме того, он отметил, что в настоящее время сосредоточен на позиционировании возглавляемой им кафедры ЮНЕСКО как южноафриканского центра интегрированной системы исследований, обучения, обмена информацией и документацией в системе ODL. Докладчик особо остановился на роли библиотек, которые, по его мнению, играют значительную роль в борьбе с бедностью и необразованностью населения, обогащают жизнь детей и молодёжи, особенно тех, кто не ходит в школу. Библиотеки стран Африки предлагают для молодежи образовательные программы и психологическую поддержку, создают условия для самовыражения. В разных странах работают разные библиотечные проекты, направленные на молодых пользователей, причём значительная часть из них осуществляется в партнёрстве с другими организациями.
Следующий докладчик, г-жа Микела Пагано, зам. руководителя проекта Отдела технологий и искусственного интеллекта в образовании, Управление будущего обучения и инноваций, ЮНЕСКО, презентовала лучшие практики в области продвижения открытых образовательных ресурсов, которые основаны на имеющемся опыте распространения информации, и ориентированы на пользователя, прежде всего, на учащихся. Докладчик изложила информацию о находящейся в ведении ЮНЕСКО Всемирной цифровой библиотеке (WDL)[2], основная миссия которой – способствовать международному и межкультурному взаимопониманию, обеспечивать ресурсы для преподавателей, ученых и широкой аудитории, а также наращивать потенциал партнерских организаций для сокращения цифрового разрыва внутри стран и между странами. Библиотека представляет материалы по ООР бесплатно и в многоязычном формате. Например, на языках коренных народов Бангладеш (Chakma, Kokborok, Sadri, Garo, Marma). Рассказала также о кампании «Переведите рассказ» (Translate a Story), которая способствует чтению в раннем возрасте книг на разных языках в школе и дома.
Профессор кафедры дистанционного образования ЮНЕСКО Университета Бразилии д-р Тель Амиэль кратко описал деятельность правительства Бразилии в формировании стратегии развития новых цифровых технологий в система общего и высшего образования, а также в продвижение Рекомендации об открытых образовательных ресурсах (ООР). Он отметил, что политика правительства Бразилии в отношении предоставления услуг в сфере Открытого образования и продвижения ООР носит системный и комплексный характер и состоит не только в лицензировании содержания образовательных программ, но в совершенствовании подготовки учителей, обеспечении прав доступа всех граждан к использованию цифровых технологий. Выступающий подробно представил работу своей кафедры, которая сосредоточена на образовательных технологиях, школьном образовании и повышении квалификации учителей, на продвижении дистанционного образования, в том числе, на использование интернета и современных технологий для удаленного изучения учебных материалов студентами, тестирования их знаний, а также коммуникации с преподавателями.
Д-р Лазарус Д.К. Докора, преподаватель кафедры языков и коммуникативных навыков Научно-образовательного университета Биндура, Зимбабве, выразил мнение, что образование в странах Африки обеспечивает возможность для многих молодых людей избавиться от бедствия безграмотности и от клейма бедности. Говоря о решении задач совершенствования качества образования во всех образовательных организациях Зимбабве, он обратил особое внимание на необходимость конкретной реализации Целей устойчивого развития, прежде всего ЦУР4 и обратил внимание на движение «Образование для всех (EFA)», которое является глобальным обязательством по обеспечению качественного базового образования для детей, молодежи и взрослых. Докладчик отметил также актуальность решения задачи по расширению возможностей образования коренных народов африканских стран, обеспечению им доступа к онлайн общению, к установке связей и контактов. В заключение д-р Лазарус Д.К. Докора кратко описал ряд изменений, которые произошли в системе образования Зимбабве. Восемь лет назад были проведены две реформы. Во-первых, дисциплины как «предметы» были заменены на «учебные области» – такие как «Изучение семьи и религии», «Физическая культура», «Спорт» и «Массовые демонстрации». Во-вторых, было реализовано введение математики, технологий, ИКТ и естественных наук в учебный модуль «Развитие в раннем возрасте (ECD)». Данные изменения были обсуждены на международных конференциях и получили распространение в других странах южноафриканского региона.
Д-р Амунга Хеллен, преподаватель Университета Найроби, Кения в своем докладе уделила внимание совершенствованию информационной грамотности народов африканских стран, обратив особое внимание на необходимость реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Information for All Program, IFAP). Она особенно отметила возрастающую роль цифровых технологий для сохранения культурного наследия в африканских странах, в распространении информации, в доведении знаний до населения; технологии также дополняют или заменяют традиционные ресурсы – библиотеки, архивы, музеи. Доктор также обратила внимание на актуальность использования новых технологий реализации в системе образования Кении Рекомендации ЮНЕСКО об открытых образовательных ресурсах.
Подводя итоги семинара, г-жа Зейнеп Вароглу кратко обменялась с докладчиками мнением по основным вопросам семинара: Как кафедры ЮНЕСКО и сети УНИТВИН могут сыграть ключевую роль в продвижении реализации Рекомендаций ООР; Как кафедры и сети могут оказать поддержку заинтересованным правительственным структурам, институтам и гражданскому обществу в выполнении Рекомендации ЮНЕСКО по ООР в Африканском регионе; Как можно укрепить сотрудничество между кафедрами и сетями для поддержки Глобального приоритета ЮНЕСКО в Африке.
Закрывая семинар, Кит Холмс поблагодарил организаторов, докладчиков и участников семинара, выразил уверенность в том, что студенты, преподаватели, исследователи и практики открытого дистанционного образования, прежде всего представители кафедр ЮНЕСКО и сетей ЮНИТВИН, в своей деятельности будут и в дальнейшем руководствоваться задачей поддержки Глобального приоритета ЮНЕСКО в Африке, продвижения реализации Рекомендаций ООР, обеспечения устойчивого развития Африки. Следующий семинар «Продвижение размышлений и действий по этике искусственного интеллекта» запланирован к проведению на 5 декабря 2023 г. Кафедра ЮНЕСКО МПГУ в числе других кафедр приглашена к участию в этом семинаре.
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая