16 мая 2024 года состоялся третий онлайн семинар кафедр ЮНЕСКО из цикла «На пути к Пакту во имя будущего» на тему «Международный мир и безопасность». Основная цель семинара – дать представителям кафедр ЮНЕСКО, сетей УНИТВИН, образовательных и общественных организаций, а также сотрудникам правительств, региональных органов управления и другим экспертам возможность формирования вариантов защиты мира и создания основ международной солидарности путем международного сотрудничества в области образования, науки, культуры и свободного обмена идеями и знаниями. Важное значение в ходе обсуждений имели вопросы, содержащиеся в «Пакте во имя будущего» и в предлагаемых итоговых документах Саммита будущего 2024.
Устав ЮНЕСКО признает, что «мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов мира… Поэтому мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, иначе он обречен на провал». Начиная с 1945 года, ЮНЕСКО формирует варианты «защиты мира» и создает основы международной солидарности путем международного сотрудничества в области образования, науки, культуры и свободного обмена идеями и знаниями.
В основе семинара лежит концептуальное понимание мира в широком смысле. Мир рассматривается не только с точки зрения немедленного прекращения конфликтов и широкомасштабного насилия. Речь также идет о прочных условиях мира, основанных на правах человека и основных свободах, социальной справедливости, сокращении масштабов нищеты, расширении прав и возможностей женщин и об использовании потенциала молодежи. Действительно, не может быть устойчивого развития без мира и не может быть мира без устойчивого развития.[1] Степень справедливости определяет качество мира, а мир в “позитивном” смысле невозможно представить, когда одни доминируют над другими. Поэтому создание и поддержание прочного мира требует формирования отношений, институтов и структур, которые делают общество менее жестоким, менее несправедливым и неравноправным. Речь идет о создании социальной справедливости, гарантирующей возможность всем осуществлять свои права независимо от пола, расы, религии, этнической принадлежности или национальности.[2]
Модератор семинара – программный специалист Секции глобальной гражданственности и мирного образования Отдела мира и устойчивого развития ЮНЕСКО Лидия Рупрехт, открывая дискуссию, выразила признательность за присоединение к работе семинара более 400 участникам из кафедр ЮНЕСКО, экспертам, ученым, педагогам, студентам, представителям общественных и государственных организаций. Она отметила актуальность обсуждаемой темы в политике ЮНЕСКО и обратила особое внимание на установленную ООН Цель 16 в области Устойчивого развития, которая говорит о содействии мирному и инклюзивному обществу, об обеспечении доступа к правосудию для всех, о создании эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях.
Затем модератор предоставила слово руководителю отдела Европы и Северной Америки Сектора по внешним связям и общественной информации ЮНЕСКО Бобиру Тухтабаеву, который напомнил содержание «Пакта во имя будущего» и двух его приложений: «Глобальный цифровой договор» и «Декларация о будущих поколениях». Он перечислил основные положения Пакта: устойчивое развитие и финансирование развития; международный мир и безопасность; наука, технологии, инновации и цифровое сотрудничество; молодежь и будущие поколения; трансформация глобального управления. Особое внимание докладчик уделил программам ЮНЕСКО, направленным на достижение мира: Рекомендация по образованию в интересах мира, прав человека и устойчивого развития (42-я сессия ГК ЮНЕСКО, 1974 г.); Программа культуры мира (принята ЮНЕСКО в 1992 г.); Цифровая трансформация школьного образования для ускорения прогресса на пути к достижению ЦУР-4; Сотрудничество ЮНЕСКО с организациями гражданского общества – неправительственными организациями, профессиональными ассоциациями, школами и университетами, а также с государственными учреждениями и правительственными структурами. В заключение Бобир Тухтабаев подчеркнул, что построение мира – длительный процесс и выразил надежду, что состоявшиеся на семинаре выступления и дискуссии окажут положительное влияние на работу всех организаций по установлению мира, который должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.
Следующий докладчик – заведующая кафедрой ЮНЕСКО по изучению проблем мира в Университете Инсбрука (Австрия) Рина Аллури в начале своего выступления кратко представила Программу кафедр ЮНЕСКО, которая была учреждена в 1992 году с целью содействия международному сотрудничеству и налаживанию связей между высшими учебными заведениями мира. Далее отметила, что в настоящее время на ее кафедре среди наиболее востребованных учебных программ является программа по исследованию проблем мира, экономического развития, безопасности и трансформации международных конфликтов. По ее убеждению, в современной мировой ситуации многостороннее сотрудничество ученых, педагогов и студентов является одним из условий устойчивого развития. Магистерская программа кафедры по изучению проблем мира и конфликтов привлекает значительное количество студентов из зарубежных стран. Особое место в выступлении она уделила положению дел в Южной Африке и напомнила о том. как в 1992 году, когда на референдуме, несмотря на то, что в нем голосовали только белые, было принято решение о прекращении апартеида. А в 1994 г. все южноафриканцы пришли на избирательные участки и проголосовали за Нельсона Манделу – он стал первым чернокожим президентом ЮАР.
Во второй части своего доклада Рина Аллури кратко представила основные задачи своей кафедры: 1) продвижение интегрированной системы исследований, обучения, информации и документации в области изучения мира; 2) содействие сотрудничеству между высокопоставленными, международно признанными исследователями и преподавательским составом Университета и других учреждений Австрии, Европы, Северной Америки; 3) укрепление существующей сети сотрудничающих партнеров посредством дальнейшего регионального, а также международного сотрудничества; 4) усовершенствование и дополнение уже существующих методов онлайн-обучения; 5) обмен профессорами, исследователями и студентами с другими университетами в рамках программы УНИТВИН. Реализуя данные задачи, кафедра устанавливает важные мосты между академическими кругами, гражданским обществом, местными сообществами, исследованиями и политикой, помогает разрабатывать жизнеспособную политику и новые инициативы в области преподавания, способствует инновациям посредством исследований и обогащает существующие университетские программы и стремится к сотрудничеству с университетами стран Глобального Юга.
После этого доклада модератор семинара Лидия Рупрехт открыла панельную дискуссию, пригласила к участию в ней докладчиков и всех участников семинара, предложив всем кратко изложить, что для них значит Мир.
Первый участник панельной дискуссии – профессор кафедры ЮНЕСКО по образованию в области миростроительства и прав человека Ольстерского университета Северной Ирландии Келси Шенкс представила деятельность кафедры по изучению проблем мира, межкультурного диалога, образования в области миростроительства и прав человека, свободы выражения мнений и культурной дипломатии. Она обратила внимание на существование взаимозависимости между образованием и конфликтами в разделенных обществах, на необходимость изучения связей образования с программами постконфликтной стабилизации и миростроительства. Рассказала о проводимых сотрудниками кафедры обширных исследованиях по изучению связей образования с программами постконфликтной стабилизации и миростроительства в таких странах как Ирак, Сирия, Сомали. Важное место, по ее мнению, в работе кафедры занимает разработка и предоставление рекомендаций и брифингов по вопросам образования, мира и конфликтов агентствам ООН, правительственным учреждениям и различным международным неправительственным организациям. В заключении она назвала самые популярные направления деятельности кафедры: Мир ради справедливости; Борьба с исторической несправедливостью.
Серхан Ада, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по культурной политике и культурной дипломатии (Стамбульский университет Билги, Турецкая Республика), в своем выступлении, прежде всего, подчеркнул, что мир должен базироваться на прочной поддержке всех народов. Важное место, по его мнению, в обеспечении прочного мира для народов всех стран принадлежит политике в области культуры, управлению этой политикой на государственном уровне, обеспечению культурного разнообразия, применению художественной практики и, при необходимости, конструктивной критике. Особое внимание он уделил актуальным темам в работе кафедры: Дипломатия культуры и международные культурные связи в исламском мире, Культурная дипломатия и международные культурные отношения, Конвенции ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2005 года, Кластерный подход к управлению культурой и искусством и др. Среди проводимой кафедрой научной работы выделил новый исследовательский проект «Глобальное культурное управление».
Далее модератор панельной дискуссии предоставила слово основателю Кафедры прав человека ЮНЕСКО в Национальном автономном университете Мексики бакалавру политических наук Глория Рамирес Эрнандес, которая начала свое выступление со знаменитой фразы – «Мир – это далеко не все, но без мира – мы не существуем» (или: «Мир – это не все, но без мира – мы ничто»). Остановившись на вопросе о важной роли обеспечения прав человека в строительстве и поддержании мира, она отметила, что в поддержании мира важную роль играет обеспечение прав человека для всех, и прежде всего, для женщин, так как мир для них является приоритетом жизни. Если допускается насилие и игнорирование прав женщин в обществе и в семье, то никогда не будет мира во всем мире.
С кратким комментарием по вопросу культурного развития снова выступил Серхан Ада. Он подчеркнул, что культурное развитие эффективно работает против развязывания войн, что право на собственную культуру должны иметь не только коренные граждане государств, но и беженцы. Представил краткое содержание «Тематических показателей ЮНЕСКО в области культуры в Повестке дня на период до 2030 года» (UNESCO Culture|2030 Indicators). А Келси Шенкс отметила важность обучения детей миру. Для избежания конфликтов важное значение имеет обучение детей в школах и в семье через диалог и равноправное обсуждение, что помогает избегать конфликты в настоящее время и на будущее.
В заключении модератор семинара Лидия Рупрехт поблагодарила всех участников за подробное обсуждение вопросов, связанных с изучением проблем мира, межкультурного диалога, образования в области миростроительства и прав человека, свободы выражения мнений и культурной дипломатии. Она отметила необходимость активизации учебной работы кафедр ЮНЕСКО по темам, связанным с реализацией целей устойчивого развития и обеспечением мира на планете.
Подводя итоги работы семинара координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кейт Холмс отметил постоянную деятельность ЮНЕСКО, направленную на содействие международному сотрудничеству в области образования, науки, культуры и коммуникации, в содействии сокращению разрыва в этих областях между развитыми и развивающимися странами. Он подчеркнул важность предстоящего Форума кафедр и партнеров ЮНЕСКО «Трансформация знаний для будущего Африки», который запланирован к проведению в Аддис-Абебе 30.09-02.10.2024 г. с целью укрепления междисциплинарного исследовательского потенциала и сотрудничества в области исследований в Африке, в том числе посредством создания более инклюзивных и эффективных исследовательских партнерств Юг-Юг и Юг-Юг-Север. Он выразил признательность всем выступившим участникам семинара за высказанные ими мнения и предложения по совершенствованию деятельности в вопросах обеспечения мира, прав человека и устойчивого развития. По его мнению, данная информация может внести значительный вклад в создание «механизмов защиты мира».
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая
Полезные ссылки:
Все семинары ЮНЕСКО из цикла «Пакт во имя будущего» на сайте ЮНЕСКО:
https://www.unesco.org/en/unitwin/seminars
Страница Саммита будущего: многосторонние решения ради лучшего завтра на сайте ООН https://www.un.org/ru/summit-of-the-future
[1] Source: United Nations. 2015. Transforming our World: The 2030 agenda for sustainable development – https://sdgs.un.org/2030agenda
[2] Source: UNESCO, 2022. Current understandings of, and threats to, lasting peace: Technical note – https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381536.locale=en