13–15 ноября 2024 года в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II, который является первым высшим техническим учебным заведением в России, прошел Международный форум «Роль инженерного образования и науки в достижении целей устойчивого развития – новые вызовы и решения».
В мероприятии приняли участие руководители институтов и центров Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной инженерной ассоциации, а также ведущих высших технических учебных заведений из 65 стран мира.
Участниками пленарных дискуссий стали: председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, экс-министр иностранных дел Австрии, руководитель Центра G.O.R.K.I. СПбГУ Карин Кнайсль, председатель Совета Управляющих Ассоциации африканских университетов Бакри Асман Саед, помощник генерального секретаря Международного центра инженерного образования ЮНЕСКО при китайском Университете Цинхуа Су Лихуэй, ректор Белорусского национального технического университета Сергей Харитончик, заместитель генерального директора международной медиагруппы «Россия сегодня» Александр Яковенко.
Московский педагогический государственный университет по приглашению организаторов был представлен на форуме кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов». Зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО, специалист по информационно-техническому сопровождению проектов Кафедры ЮНЕСКО Алексей Кричкин представил опыт кафедры и университета по формированию межкультурной компетентности как “сквозного” навыка педагогов разных дисциплин, в том числе естественно-научного цикла.
На площадке форума был представлен опыт Горного университета, накопленного в ходе реализации пилотного проекта по совершенствованию процесса подготовки кадров. В частности, отказу от двухуровневой системы в техническом образовании (бакалавриата и магистратуры), не отвечающей интересам развивающихся стран, в пользу единого цикла обучения инженеров.
Ещё одна задача – создание более эффективной системы взаимодействия всех Центров ЮНЕСКО в мире, ориентированных на развитие самых разных компетенций, таких как обучение на протяжении всей жизни, наращивание потенциала Африки, образование в интересах мира, сохранение водных экосистем и так далее.
Мероприятие такого формата в России проводится впервые, что подтверждает авторитет российской высшей школы, высокую оценку деятельности в структурах ЮНЕСКО и имеет большой потенциал для развития.
А.В. Кричкин