С 19 по 20 декабря в РГПУ им. А.И. Герцена состоялся пятый форум, посвящённый актуальным вопросам современного детства. Профессиональное сообщество обсудило проблемы формирования новой междисциплинарной науки о Детстве, образовательных практик, подготовки педагога к взаимодействию с современным Детством.
В форуме приняли участие представители Министерства просвещения в лице Сергея Сергеевича Антонова, зам. директора Департамента кадровой политики, органов управления г. Санкт-Петербурга, региональных институтов развития образования, педагогических университетов и колледжей, ФУМО по УГСН «Образование и педагогические науки», родительского сообщества.
Делегация от МПГУ во главе с первым проректором Натальей Юрьевной Скляровой, проректором по учебно-методической работе Екатериной Александровной Балабаевой приняла активное участие в работе всех площадок форума.
Открывая пленарную часть, Сергей Валентинович Тарасов, ректор РГПУ им. А.И. Герцена, отметил важность взаимодействия московской и питерской научных школ на благо развития суверенной системы педагогического образования.
Слова благодарности за возможность совместного обсуждения актуальных задач развития педагогического образования и приветствие от лица ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова передала Наталья Юрьевна Склярова. В своем докладе о новом векторе развития системы федеральных инновационных площадок она обратила внимание на важность трансляции ценностной образовательной политики. В настоящее время идет перезагрузка инновационных площадок путем их наполнения ценностным содержанием, свойственным именно нашей отечественной школе, – отметила Наталья Юрьевна.
Елена Ивановна Казакова, председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», поставила перед профессиональным сообществом задачу переосмысления современного детства, формирования безопасной развивающей образовательной среды. Нарастание обученной беспомощности, иное отношение к труду и сотрудничеству, эгоцентризм образования, уход в другую (цифровую) реальность – все это те вызовы, с которыми сегодня сталкивается образование. Готовых ответов на них нет, но есть необходимость их изучения и выстраивания грамотной работы.
В продолжение обсуждения темы портрета современного детства выступила Елена Ивановна Изотова, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Она обратила внимание на изменение системных личностных качеств дошкольника, в частности, проблему речевого развития и сензитивный период развития предметной деятельности.
Маргарита Юрьевна Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, выступила экспертом в панельной дискуссии «Современное Детство. Готовы ли мы к построению единого культурного пространства?». Были затронуты важные проблемы восприятия современного детства с его ранней цифровизацией, недостаточным общением и взаимодействием между детьми и родителями и пр. Экспертам был задан еще один вопрос – зачем современному детству единое образовательное пространство? В единстве сила, в единстве наше сильное государство, наши общие ценности – отметила Маргарита Юрьевна.
Тема построения современной образовательной среды была продолжена на совместном заседании ФУМО ВО и СПО «Образование и педагогические науки». Екатерина Александровна Балабаева представила профессиональному сообществу анализ результатов исследования механизмов формирования образовательной среды у студентов, преподавателей и молодых учителей. В качестве примера прототипа современной развивающей образовательной среды была показана площадка международной выставки-форуме «Россия – моя история», в работе которой в прошлом учебном году приняли участие все представили педагогических вузов, школ, детей и родителей, органов управления образованием.
Марина Анатольевна Олейникова, декан факультета начального образования, Татьяна Алексеевна Солнцева, зам. декана факультета начального образования, и Елена Николаевна Землянская, зав. кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ, приняли участие в работе заседания распределенного методического центра по вопросам преподавания отдельных предметов в начальной школе и их методического сопровождения. Также совместно с коллегами из РГППУ им. А.И. Герцена были обсуждены возможности реализации совместных образовательных проектов по инновационной начальной школе.
За работу в форуме выражаем благодарность Ксении Ивановне Колесниковой, советнику ректора МПГУ, Марии Петровне Литвиненко, зам. директора Центра философии образования и Светлане Геннадьевне Безбородовой.