22-26 апреля в Калининграде состоялся очередной ежегодный Международный педагогический конгресс «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформация. Ресурсы». В последние годы данное мероприятие стало профессиональной традицией, значимым событием, объединяющим ведущих экспертов, педагогов и исследователей из разных стран для обсуждения актуальных вопросов и тенденций в сфере образования. Основной целью Конгресса является обмен опытом и знаниями между специалистами в области педагогики. Участники Конгресса обсуждают инновационные подходы к обучению, современные технологии в образовании и методы повышения качества образовательного процесса.
Уже второй год на площадках Конгресса обсуждается одна из наиболее значимых и актуальных для системы образования тем – ход реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования.
При непосредственном участии пилотных вузов в рамках XXV Конгресса состоялась экспертная сессия «Пилотный проект по изменению уровней образования: антропологические контексты и траектории реализации», в которой приняли участие и.о. ректора БФУ им. И. Канта Максим Викторович Демин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Татьяна Сергеевна Попова, ректор ГАУ КО ДПО «Институт развития образования» Лилия Алексеевна Зорькина, врио проректора по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта Максим Николаевич Лисогор, проректор по учебно-методической работе МПГУ Екатерина Александровна Балабаева. Ведущими сессии выступили руководитель ОНК «Институт образования и гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Анна Олеговна Бударина и заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Елена Анатольевна Суханова.
С приветственным словом к участникам сессии обратился и.о. ректора БФУ М.В. Демин. Он отметил, что пилотный проект – это основная миссия шести вузов-участников на ближайшую перспективу, и педагогический компонент в пилотном проекте имеет особую значимость для построения суверенной системы отечественного образования.
Ключевыми докладчиками сессии выступили представители пилотных вузов: Е.А. Балабаева, А.О. Бударина и Е.А. Суханова. Эксперты обсудили ключевые вызовы, связанные с реализацией пилотного проекта, и, что особенно важно, проект изменений, которые предстоит внести в Федеральный Закон «Об образовании в РФ» по итогам реализации пилотного проекта. Как подчеркнула представитель Минобрнауки Т.С. Попова, формирование закона впервые происходит «снизу»: наработки вузов-участников проекта имеют особую значимость и лягут в основу проекта изменений. Именно поэтому необходимо прийти к общим согласованным позициям.
Е.А. Балабаева рассказала присутствующим о специфике педагогического образования, которую, по мнению МПГУ, необходимо учитывать при переходе на новую систему. Специфика касается, в первую очередь, особенностей структуры образовательных программ по УГСН 44.00.00, которая предполагает непрерывную предметную подготовку, раннюю профессионализацию, возможность получения дополнительной квалификации, наличие единого Ядра высшего педагогического образования. Насколько особенности педагогического образования будут учтены в обновленном федеральном законе? Не потеряет ли педобразование один из своих ключевых компонентов – непрерывную предметную подготовку – в случае внедрения единого 2-летнего ядра? Сохранят ли педвузы возможность присвоения дополнительной квалификации на 4 курсе? Эти и другие вопросы были затронуты в рамках выступления проректора МПГУ.
О проектировании и внедрении инновационных форм организации практической подготовки студентов БФУ рассказала А.О. Бударина. Особое внимание в докладе было уделено симуляционной практике, включающей алгоритмы стандартных педагогических действий, педагогическое творчество, принятие решений в различных педагогических ситуациях, а также рефлекторные практики.
Е.А. Суханова поделилась опытом реализации в ТГУ междисциплинарных программ и внедрения механизмов поддержки ускоренной профессионализации, отметив, что ответом на запросы государства и общества являются такие механизмы, как фундаментальное ядро образовательных программ, дополнительные квалификации, особые форматы практической подготовки, образовательные форматы сопровождения профессионализации, среда самореализации и психологического благополучия. Особый акцент в образовательных программах ТГУ делает на антропологической подготовке.
Экспертная сессия стала важной площадкой для обмена мнениями между представителями вузов пилотного проекта и Минобрнауки. В заключение обсуждения Татьяна Сергеевна отметила, что при доработке проекта изменений в ФЗ Об образовании все высказанные на сессии позиции и предложения будут рассмотрены и учтены Министерством науки и высшего образования.
Также в рамках Конгресса состоялась панельная дискуссия «Человек в эпоху перемен: открытый диалог», в которой приняла участие Екатерина Александровна Балабаева. Эксперты сессии обсудили важные вопросы, в частности: что значит быть образованным человеком? как стимулируется привлечение молодых специалистов в сферу образования? как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен? и др.
XXV Международный педагогический конгресс в Калининграде стал важной вехой в развитии педагогической науки и практики. Его участники получили уникальную возможность обменяться опытом, направленным на повышение качества и эффективности образования, а наш Университет получил еще одну ценную возможность обсудить аспекты реализации пилотного проекта с коллегами.
Текст: помощник проректора Т.М. Кадзоева
Фото: пресс-служба БФУ им. И. Канта