17 июля 2024 года состоялся заключительный онлайн семинар кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН из цикла «На пути к Пакту во имя будущего» на тему «Преобразование глобальной системы управления». К работе семинара подключились 320 участников, представляющих кафедры стран всех континентов. Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ посетила все шесть семинаров данного цикла.
В концептуальной записке семинара отмечается: «Преодоление сегодняшних сложных и многогранных кризисов требует коллективных и скоординированных подходов и более эффективного, справедливого и инклюзивного глобального управления. «Пакт во имя будущего», который будет принят на Саммите будущего, призван возобновить доверие людей к глобальным учреждениям, сделав их более представительными в современном мире».
Глава 5 проекта «Пакта во имя будущего» включает обязательство активизировать, реформировать и укрепить систему развития ООН и многосторонних финансовых учреждений. Проект Пакта включает в себя вновь принятые ООН обязательства по укреплению основных положений в области прав человека и в международной финансовой архитектуре для более эффективного реагирования на негативное влияние бедности, неравенства, изменения климата и деградации окружающей среды, а также на угрозы международному миру и безопасности. Пакт также направлен на повышение устойчивости к сложным глобальным потрясениям, требующим многоаспектного реагирования с участием многих заинтересованных сторон. Преобразование глобальной системы управления потребует взаимодействия и партнерских отношений между международными учреждениями и другими соответствующими субъектами, включая научные круги, которые являются всеобъемлющими и разнообразными по своей природе и могут выполнять существующие обязательства, одновременно решая новые и назревающие проблемы.
Семинар «Преобразование глобальной системы управления» для кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН организован, чтобы обсудить ключевые темы и действия в области глобального управления, международного сотрудничества, международной мобильности и всех прав человека, включая право на развитие, с точки зрения будущего. В его задачи также входит рассмотрение роли академических кругов и ученых как связующих звеньев между правительством и гражданским обществом, а также путей содействия вовлечению различных сторон в глобальное управление, включая молодежь и женщин.
Открывая семинар, ведущий и модератор Кейт Холмс (координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО, Отдел ЮНЕСКО по вопросам будущего обучения и инноваций) представил трех ключевых докладчиков панельной дискуссии: Рика Прайзер, Кафедра ЮНЕСКО по сложным системам и преобразованию будущего африканских стран Стелленбошского университета, Южная Африка; Осман Гюльтекин, Кафедра культурной дипломатии, управления и образования ЮНЕСКО, Стамбульский университет Айдын, Турция; Меке Меите, Кафедра ЮНЕСКО по культуре мира, университет Феликса Уфуэ-Буаньи, Кот-д’Ивуар. Также перечислил все 6 тем семинаров из цикла «На пути к Пакту во имя будущего». Кейт Холмс напомнил о целях планируемого ООН к проведению в сентябре 2024 г. Саммита будущего, в ходе которого предполагается сформировать международное согласие, как добиться лучшего настоящего и сберечь будущее. Особое внимание обратил на «Пакт во имя будущего», который будет принят на Саммите. 5-я Глава Пакта посвящена преобразованию глобальной системы управления.
Первый докладчик – Рике Прайзер, руководитель Кафедры ЮНЕСКО по сложным системам и преобразованию будущего африканских стран Стелленбошского университета, Южная Африка, в своем выступлении обратила внимание на необходимость обеспечения доступа к знаниям, более внимательного изучения сложных целенаправленных систем, в том числе системы ценностей. По ее мнению, поскольку мир сложен, сложными оказываются и правительственные системы, а значит следует налаживать многоуровневое взаимодействие. При реализации системы управления необходимо действовать целеустремленно, избегать тотального контроля, включать инновации, учитывать поляризацию мнений в мире. В основе управления должны быть не критерии, а понимание логики поведения людей. В этой связи, нужна лучшая инфраструктура информационного обеспечения, необходимость совершенствования науки и системы знаний, учет опыта поколений и человеческого измерения в данной области. В настоящее время актуальными представляются вопросы: что такое общество? что такое сообщество? что значит «жить хорошую жизнь»? Важность этих вопросов признается всеми, но они понимаются по-разному: существует много правдивых/реальных ответов, которые необходимо уметь слышать и понимать. В дискуссию должны быть включены каждая страна и регион, должен действовать принцип инклюзивности. В заключение Рика Прайзер выразила мнение, что для адаптации управления, справедливого решения проблем должна более эффективно использоваться платформа ЮНЕСКО.
Следующий докладчик – Осман Гюльтекин, руководитель Кафедры культурной дипломатии, управления и образования ЮНЕСКО, Стамбульский университет Айдын, Турция, посвятил свое выступление роли высшего образования, международному сотрудничеству в этой сфере, положению студентов, поступающих в вузы других стран. Он подчеркнул, что в работе с международными студентами должно учитываться культурное разнообразие, многовекторность подходов, что порой в отношении этих студентов ведется нечестная пропаганда, манипуляция их взглядами и мнениями. Он отметил необходимость учета особенностей высшего образования не только в западных странах, но и в таких странах, как Китай, Россия, Турция, а также в развивающихся странах. Отвечая на вопрос о роли ЮНЕСКО в продвижении сотрудничества в высшем образовании, докладчик отметил роль этой организации, в т.ч. сети Кафедр ЮНЕСКО, но также других международных объединений – таких, как БРИКС и др. При дальнейшем обсуждении вопроса добавил, что, когда одни страны теряют что-то, другие – находят, и это нужно учитывать при моделировании глобального управления, которое не должно строиться по типу игры. Подводя итоги выступления О. Гюльтекина, модератор обратил особое внимание на необходимость совершенствования деятельности Кафедр ЮНЕСКО в решении перечисленных в докладе проблем со студентами.
Последний докладчик – Меке Меите, руководитель Кафедры ЮНЕСКО «Культура мира», Университет Феликса Уфуэ-Буаньи, Кот-д’Ивуар, подробно изложил основные направления деятельности своей кафедры по вопросам культуры мира, преобразования глобального и национального управления. Особое внимание он обратил на само понятие Культуры мира, ее принципы, философские, культурологические и исторические закономерности. По его мнению, в настоящее время Культура мира предусматривает три основных направления сотрудничества: образование, работа с молодежью и расширение прав и возможностей женщин. Культура мира призвана сформировать новое человечество – человечество, которое должно жить вместе. Говоря о преобразовании систем управления, он остановился на проблемах управления конфликтами в странах Африки, особенно Западной Африки, и отметил, что предотвращение конфликтов является важной составляющей африканских культурных традиций. Далее докладчик пояснил, что глобальное управление должно предотвращать конфликты, опираясь на учет мнений разных людей, и не противостоять управлению на национальном уровне. Фундаментальную роль в этом должна играть дипломатия.
В ходе последующей дискуссии обсуждались темы и действия в области глобального управления, международного сотрудничества, международной мобильности, соблюдения всех прав человека, включая право на развитие, с точки зрения будущего.
Подводя итоги работы семинара, координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Отдела ЮНЕСКО по вопросам будущего обучения и инноваций Кейт Холмс пригласил всех присутствующих к участию в Форуме Кафедр ЮНЕСКО и Партнеров «Трансформация знаний для будущего Африки», который пройдет в Аддис-Абебе 30 сентября – 2 октября 2024 года. Кафедра ЮНЕСКО МПГУ «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ – в числе приглашенных.
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая