16–18 октября 2024 г. состоялся II Международный симпозиум «Проблемы патологии речи». Мероприятие организовано Российской академией образования и Центром патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы совместно с Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства Московского педагогического государственного университета и Центром языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Симпозиум был приурочен к 35-летию Первого Всесоюзного симпозиума «Проблемы патологии речи», организованного академиком Российской академии образования, доктором психологических наук, профессором Виктором Марковичем Шкловским.
В Симпозиуме приняло очное участие более 500 слушателей и более 3000 специалистов подключились онлайн из 80 регионов Российской Федерации. Зарубежные участники представляли Болгарию, Иран, Канаду, Китайскую Народную Республику, Мексику, Республику Беларусь, Сирию, Эстонию.
В течение трех дней представители научного сообщества, эксперты российского и международного уровней, опытные практики обсуждали теоретические, методологические, организационные и методические аспекты в области патологии речи у детей и взрослых, проблемы языка и речи на стыке фундаментальных научных исследований и практической деятельности в области организации и деятельности служб психического здоровья (медицина – образование – социальная защита населения). Для участников были организованы пленарные и секционные заседания, стендовая сессия, мастер-классы.
Первый день Симпозиума прошел на площадке Российской академии образования.
С приветственными словами к участникам мероприятия обратились представители науки, образования и государственных органов власти: председатель Симпозиума, президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заведующий кафедрой тифлопедагогики Института детства Московского педагогического государственного университета, академик РАО, доктор философских наук Олег Николаевич Смолин, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Вячеславович Бугаев, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Евгения Григорьевна Котова, доктор медицинских наук, заместитель генерального директора по научной работе Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Александр Борисович Шмуклер, доктор медицинских наук, директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, главный внештатный специалист-эксперт по психиатрии Росздравнадзора, Президент Российского Общества Психиатров Николай Григорьевич Незнанов, академик РАО, доктор филологических наук, академик секретарь Отделения образования и культуры РАО, директор Высшей школы перевода Московского университета имени М.В. Ломоносова Николай Константинович Гарбовский.
Пленарное заседание «Проблемы патологии речи» открыл заместитель Председателя симпозиума, заместитель Президента РАО, академик РАН, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации Геннадий Григорьевич Онищенко. С докладом «Актуальное состояние и перспективы развития логопедической помощи в Российской Федерации» выступили Юлия Олеговна Филатова, доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующая лабораторией центра развития инклюзивного образования РАО, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ, Светлана Борисовна Лазуренко, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, Геннадий Григорьевич Онищенко, заместитель президента РАО, академик РАН, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации. Доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии Московского университета имени М.В. Ломоносова Татьяна Васильевна Ахутина представила нейропсихологию детства, рассмотрев её с трёх ключевых позиций: история, состояние, перспективы. Анна Алексеевна Алмазова, доктор педагогических наук, директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии МПГУ, в своем пленарном докладе осветила современные программы подготовки логопедов.
На пленарном заседании «Речь как биосоциальный феномен: норма и патология» были представлены доклады, посвященные экспериментально-фонетическим исследованиям в логопедии, речи и эмоциями детей с атипичным развитием, сравнительному анализу нейропсихологических профилей детей с трудностями обучения в России и Мексике и др. С сообщением «Национальная концепция общего недоразвития речи у детей» выступила доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, почетный профессор МПГУ, президент Межрегионального Союза дефектологов Татьяна Борисовна Филичева. В совместном докладе Юлии Олеговны Филатовой, доктора педагогических наук, профессора РАО, заведующей лабораторией центра развития инклюзивного образования РАО, директора Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ и Лидии Ивановны Беляковой, доктора медицинских наук, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, почетного профессора МПГУ, были рассмотрены механизмы речевого онтогенеза и его нарушений с позиций психофизиологического направления. Возможности реализации междисциплинарного подхода в традициях и инновациях отечественной логопедии представила в докладе Орлова Ольга Святославна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов.
В рамках пленарного заседания «Актуальные вопросы подготовки и переподготовки кадров по профилю “Логопедия”» под председательством Анны Алексеевны Алмазовой, доктора педагогических наук, директора Института детства, заведующей кафедрой логопедии МПГУ и Людмилы Владимировны Лопатиной, доктора педагогических наук, заведующей кафедрой логопедии РПГУ имени А.И. Герцена, были рассмотрены ключевые аспекты подготовки логопедов для работы с лицами с речевой патологией, региональный и международный опыт, обсужден вопрос подготовки медицинского логопеда в структуре современного реабилитационного подхода.
В ходе работы дискуссионной площадки «Межведомственное взаимодействие в реализации логопедической помощи детям» был представлен доклад доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии Института детства МПГУ Татьяны Володаровны Тумановой, посвященный вариативным стратегиям персонализированного образования детей с особыми потребностями.
На дебатах молодых специалистов в формате 20×20 были представлены выступления аспирантов кафедры логопедии Института детства МПГУ Айгозел Чарыевой («Психология речи в исторических датах») и Елизаветы Александровны Королевой («Дистанционно-контролируемая логопедическая реабилитация пациентов старшего возраста с афазией»).
Ключевыми культурными событиями первого дня Симпозиума стали музыкальное приветствие, подготовленное Институтом изящных искусств МПГУ, показ фильма «Шкловский», посвященный академику РАО, основателю и научному руководителю Центра патологии речи и нейрореабилитации, доктору психологических наук, виртуальная выставка публикаций «Патология речи в науке и практике: прошлое и настоящее», подготовленная Информационным центром «Библиотека им. К. Д. Ушинского» РАО, викторина по логопедии.
Второй день Симпозиума проходил на площадке Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы, где на 7 секционных заседаниях рассматривались вопросы мультидисциплинарного подхода в изучении речевых расстройств у детей и подростков, современных подходов к оказанию специализированной психиатрической помощи детям в России и за рубежом, альтернативной и дополненной коммуникации в реабилитации. На секции «Работа мультидисциплинарной реабилитационной команды с пациентами с речевой патологией» сообщение «Медицинский логопед: через тернии к звездам» представила Ольга Данииловна Ларина, доцент кафедры логопедии Института детства МПГУ, старший научный сотрудник Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России. Как и на Симпозиуме 1989 года, особое внимание на нынешнем научном форуме было уделено вопросу теории и практики заикания у детей и взрослых. Одним из председателем тематической секции была Юлия Олеговна Филатова, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ. В докладе аспиранта кафедры логопедии Института детства МПГУ Шазы Лулу были продемонстрированы возможности развития неречевого и речевого дыхания у младших школьников с заиканием.
Третий, заключительный, день Симпозиума был прошел на площадке Высшей школы экономики. Пленарное заседание было посвящено цифровым, нейротехнологиям и технологиям искусственного интеллекта для диагностики и коррекции речевых расстройств.
Секционное заседание «Нарушения письма и чтения: проблемы и перспективы междисциплинарных решений» вела Наталья Юрьевна Шарипова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института детства МПГУ. В совместном докладе с Галиной Васильевной Бабиной, кандидатом педагогических наук, профессором кафедры логопедии Института детства МПГУ и Мариной Михайловной Любимовой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии Института детства МПГУ, были представлены содержательные и технологические аспекты преодоления нарушений письма у младших школьников.
В атриуме Высшей школы экономки были представлены стендовые доклады. В непринужденной атмосфере докладчики делились результатами исследований, среди которых были старший преподаватель кафедры логопедии МПГУ Ирина Владимировна Андерсен (постер «Использование тезауро-корпусной модели в цифровой образовательной среде для обучения иностранному языку студентов-логопедов»), аспирант кафедры логопедии МПГУ Захра Ходаголи (постер «Роль логопеда в преодолении глотания у недоношенных детей (зарубежный опыт)»).
В работу Симпозиума были включены студенты третьего курса кафедры логопедии Института детства как научные волонтеры.