Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Кафедра ЮНЕСКО МПГУ приняла участие в международном семинаре «Наука, технологии, инновации и цифровое сотрудничество»

Новости МПГУ

5 июня 2024 года состоялся очередной онлайн семинар кафедр ЮНЕСКО из цикла «На пути к Пакту во имя будущего» на тему «Наука, технологии, инновации и цифровое сотрудничество». В цели семинара входило обсуждение третьего раздела проекта Пакта во имя будущего, который посвящен более эффективному использованию науки, технологий и инноваций для ускоренного продвижения на пути к устойчивому развитию в социальной, экономической и экологической сферах деятельности в интересах всего человечества. В семинаре приняли участие более 250 человек – представителей кафедр ЮНЕСКО, сетей УНИТВИН, образовательных и общественных организаций, экспертов от профильных организаций.

Организаторы семинара исходили из концептуальной установки на то, что инновации, которые могут сделать нашу планету устойчивой, а общества – процветающими, должны быть доступны всему человечеству. К сожалению, в мире сейчас слишком много бедных и уязвимых людей, особенно в развивающихся странах, которые не имеют доступа к важнейшим технологиям, влияющим на совершенствование жизни людей. Чтобы выполнить обещание «никого не оставлять без внимания», наука и технологии не должны обеспечивать интересы незначительного количества людей.

К сожалению, наука, технологии и инновации способны закреплять и углублять разногласия, дискриминацию и неравенство внутри стран и между ними. Один из определяющих современных вопросов – как реализовать потенциал цифровых и новых технологий, одновременно контролируя риски за счет расширения международного сотрудничества. Этот вопрос занимает центральное место в предлагаемом Глобальном цифровом договоре, который будет приложен к Пакту во имя будущего.

Учитывая важнейшую роль, которую играет наука в нашей жизни, во Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами». Право на науку также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/international-covenant-economic-social-and-cultural-rights). Мы должны, говорится в преамбуле к программе семинара, укреплять доверие к науке, поощрять междисциплинарность и международное сотрудничество, чтобы все социально-изолированные группы населения получали пользу от развития науки, технологий и инноваций и могли участвовать в их применении.

Чтобы сделать науку и ее достижения более доступными для всех, набирает обороты движение за «открытую науку», кульминацией которого в 2021 году стало принятие Рекомендации ЮНЕСКО по открытой науке (https://www.unesco.org/en/open-science/about?hub=686). Рекомендация обеспечивает руководящую основу, на основании которой страны договариваются об общих областях действий, направленных не только на расширение доступа к научным знаниям, но и к инструментам и процессам науки. Рекомендация призывает к открытости взаимодействия с обществом и диалогу между системами знаний с целью продвижения науки как глобального общественного блага и создания более мощных научных систем, которые будут служить всем.

Международное десятилетие наук в интересах устойчивого развития (2024-2033) (https://www.unesco.org/en/articles/new-science-decade-end-just-beginning) представляет собой уникальную возможность мобилизовать науку на общее благо, ответить на сложные и многомерные вызовы современного мира и полностью раскрыть потенциал науки в достижении устойчивого развития и обеспечении безопасного и процветающего будущего для всех.

 

Открывая семинар, модератор Корнелия Цинова (программный специалист межсекторального регионального отделения ЮНЕСКО для Западной Африки в Дакаре; координатор целевой группы ООН по наращиванию потенциала в области науки, техники и инноваций для достижения ЦУР), отметила актуальность обсуждаемой темы в политике ЮНЕСКО и обратила особое внимание на ключевой вопрос современности: как реализовать потенциал цифровых и новых технологий, одновременно контролируя риски, связанные с наукой и техникой, используя потенциал международного сотрудничества.

С установочным выступлением к участникам обратился руководитель Отдела фундаментальной науки, научных исследований и инженерии Сектора естественных наук Штаб-квартиры ЮНЕСКО Амали Касри, которая кратко рассказала о деятельности ЮНЕСКО по науке, технологиям, инновациям, а также цифровому сотрудничеству. Прежде всего она отметила жизненно важную роль фундаментальных наук в достижении целей устойчивого развития (ЦУР), в том числе по таким направлениям, как медицина, промышленность, сельское хозяйство, водные ресурсы, окружающая среда и культура. Фундаментальные науки и технологии, по ее мнению, отвечают потребностям человечества, обеспечивая доступ к информации и повышение благосостояния общества и укрепление мира. Амаль Касри представила содержание провозглашенного Организацией Объединенных Наций очередного Международного десятилетия наук в интересах устойчивого развития (2024-2033), в котором содержится призыв к необходимости объединения усилий представителей разных научных дисциплин и форм знаний для решения проблем нашего времени. Говоря о цифровых технологиях, она представила информацию о «Глобальном цифровом договоре» (инициатива, которую предстоит согласовать на «Саммите будущего» в сентябре 2024 года), целью которого является обеспечение ответственного использования цифровых технологий на благо всех, одновременно устраняя цифровой разрыв и способствуя созданию безопасной и инклюзивной цифровой среды. В заключение докладчик рассказала об Открытой науке которая является рамочной концепцией форм деятельности, направленной на то, чтобы сделать научный процесс более прозрачным, инклюзивным и демократичным. Современному взаимосвязанному миру нужна открытая наука, которая поможет решить сложные социальные, экологические и экономические проблемы и достичь цели устойчивого развития. Открытая наука направлена на то, чтобы научные исследования (включая публикации, информационные данные, физические образцы и программное обеспечение) и их распространение стали доступными для всех слоев общества – как для любителей, так и для профессионалов.

Первую панельную дискуссию на тему «Открытая и инклюзивная наука, технологии и инновации» открыл доклад зав. кафедрой ЮНЕСКО по разнообразию и инклюзивности в глобальной науке в Центре исследований науки и технологий Лейденского университета, Нидерланды, Исмаэль Рафолс. Он обратил внимание на жизненно важный аспект открытой науки – на продвижение деятельности, которая способствует более активному участию граждан, а также на необходимость работы кафедр ЮНЕСКО по вопросам развития Цифрового сотрудничества. По его мнению, если раньше считалось, что доступ к знаниям может быть достаточным для поддержки человеческого развития, то в настоящее время становится очевидным, что необходимо иметь широкое общественное влияние на науку — на то, какие вопросы изучаются и как они изучаются и оцениваются. Он подчеркнул важную роль науки и знаний в развитии медицины, в борьбе с болезнями, в обеспечении гендерного равенства. В завершение он кратко перечислил комплекс действий по реализации Дорожной карты Генерального секретаря ООН по цифровому сотрудничеству: (1) К 2030 году каждый человек должен иметь безопасный и недорогой доступ к Интернету; (2) Обеспечение всеобщего охвата цифровыми технологиями; (3) Обеспечение защиты прав человека в цифровую эпоху; (4) Обеспечение глобального управления искусственным интеллектом; (5) Продвижение доверия и безопасности в цифровой среде; и др.

Следующий участник панельной дискуссии – зав. кафедрой ЮНЕСКО по научной коммуникации на благо общества Австралийского национального университета Суджата Раман, изложила основные положения Рекомендации ЮНЕСКО об Открытой науке (принята на Генеральной конференции ЮНЕСКО 23.11.2021 г.) и подчеркнула, что Открытая наука обладает потенциалом сделать научный процесс более прозрачным, инклюзивным и демократичным, поэтому она все чаще признается важнейшим ускорителем достижения ЦУР. Она отметила также растущую роль искусственного интеллекта в различных областях науки: ИИ в научных исследованиях становится универсальным инструментом, который адаптируется к уникальным требованиям каждой области научных исследований.

Сопредседатель кафедры ЮНЕСКО по исследованиям на уровне сообществ и социальной ответственности в высшем образовании, PRIA, Индия, Раджеш Тандон в своем выступлении кратко представил Декларацию по окружающей среде и развитию (принята на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро 14.06.1992 г.), в которой провозглашены обязательства государств по достижению нашей цивилизацией устойчивого развития и безопасного будущего. По его мнению, наука и технологии должны занимать более важное место в устойчивом развитии, в том числе в борьбе с наводнениями и пожарами. Докладчик изложил свое видение роли системы управления знаниями, которая предназначена для организации, хранения, поиска и обмена ими в организации или в коллективе, а также позволяет собирать, структурировать и представлять информацию, обеспечивать совместную работу и доступ к знаниям. Он кратко представил структуры, занимающиеся вопросами сотрудничества в научно-исследовательской деятельности: Глобальный исследовательский совет и Исследовательский совет по социальным наукам. Подчеркнул, что местные языки и культура влияют на формирование систем знаний.  В заключении выступления отметил актуальную тему в научно-исследовательской деятельности сотрудников его кафедры по теме Деколонизация знаний и всеобщий доступ к устойчивому развитию.

Подводя итоги Первой панельной дискуссии, модератор Корнелия Цинова предложила докладчикам ответить на вопросы участников семинара. Наиболее востребованными оказались вопросы по темам: (1) Образование будущего и роль технологий в обучении; (2) Роль науки, инноваций, знаний и междисциплинарных подходов в устойчивом развитии общества, прежде всего в социальном развитии беднейших и наиболее уязвимых стран; (3) Актуальность участия местных сообществ в управления водными ресурсами, особенно в странах Южной Африки; (4) Роль Глобального цифрового договора в цифровизации знаний, в реализации потенциала цифровых и новых технологий, в доступе к информации и инновациям.

В дискуссии приняли участие докладчики Раджеш Тандон, Суджата Раман, Исмаэлю Рафолс, а также приглашенные эксперты Мусса Сарр (Институт медицинских исследований, эпидемиологического надзора и обучения, Франция) и Пер М. Кох (Университет Линнея, Факультет биологии и экологии, Швеция).

Вторая панельная дискуссия на тему «Право на науку и пользование результатами научного прогресса» началась с выступления зав. кафедрой ЮНЕСКО «Женщины, наука и рациональное управление водными ресурсами в Западной Африке» (Университет Ломе, Тоголезская Республика) Коко Уэдакору, который посвятил его проблемам дефицита воды в странах Африки и возникающим в этой связи вызовам. В африканских городах постоянно растет использование сточных вод и нечистот, существуют серьезные трудности в получении доступа к чистой воде. Он обратил особое внимание на необходимость обеспечения качественной водой, прежде всего женщин и детей: вода, которую они используют, является недостаточно чистой и обычно берется из рек. В решении этой проблемы, по его мнению, важную роль должны сыграть цифровые технологии, которые обеспечивают доступ через интернет к современным способам очистки воды. Однако, в настоящее время, африканцы испытывают довольно ограниченный доступ к современным технологиям, к использованию компьютеров. А это негативно влияет на предупреждение населения об опасностях и на обеспечение пользования качественными водными ресурсами. В заключение своего выступления Коко Уэдакор положительно охарактеризовал деятельность ООН и ЮНЕСКО по таким актуальным вопросам как: (1) Поддержка образования женщин и детей («Лучшая жизнь, лучшее будущее» – кампания ЮНЕСКО); (2) Доклад ООН: водный кризис – угроза безопасности во всем мире; (3) Программа ЮНЕСКО по оценке мировых водных ресурсов и Отчет ООН о развитии водных ресурсов мира (23.03.2023 г.).

Следующий докладчик – заведующий кафедрой ЮНЕСКО по политике в области науки, технологий и инноваций Тунисского университета Эль-Манар (UTM) Джелель Эззин, перечислил наиболее актуальные направления исследовательской работы сотрудников кафедры: медицина и здравоохранение; контроль над вредными выбросами; прикладные биологические науки. Затем кратко представил содержание и цели Резолюции Экономического и Социального Совета ООН «Наука, техника и инновации в целях развития» (принята 07.06.2023 г.). Среди основных целей, изложенных в документе, он выделил благотворное влияние науки, техники и инноваций, включая информационно-коммуникационные технологии, на осуществление Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. При этом подчеркнул, что наука, технологии и инновации должны использоваться не в интересах рынка, а на благо населения, в первую очередь, на поддержку жителей Глобального Юга.

Координатор кафедры ЮНЕСКО по вопросам данных, медиа и общества Университета Южной Каролины, США, Рэнди Ковингтон рассматривает проблемы, связанные с обеспечением прав людей на науку и применение результатов научных исследований, не как ученый, а как журналист. Он выразил особую признательность Илону Маску, компания которого обеспечила высокоскоростной доступ в интернет по всему миру, особенно в тех районах, где традиционное широкополосное подключение было слабым или вообще отсутствовало. Отметил важную роль Социальных Сетей, которые являются онлайн-площадками, предоставляющими пользователям недорогие или бесплатные возможности для публикации и получения информации, для сотрудничества с другими людьми и для обмена мнениями. В заключение выступления докладчик перечислил основные темы в работе своей кафедры ЮНЕСКО: развитие науки и обеспечение свободы публикаций; борьба с дезинформацией; использование современных инструментов для продвижения актуальной информации; обеспечение прозрачности информации в Социальных Сетях; основные меры, принимаемые ЮНЕСКО, в решении проблем, вызванных изменениями климата.

После этого модератор предложила докладчикам Рэнди Ковингтон, Коко Уэдакор и Джелель Эззин ответить на вопросы участников семинара. Основными стали: (1) Какие необходимо принимать меры для трансформации знаний в интересах будущего Африки? (2) Как устранять сложности с поездками ученых стран Глобального Юга в другие страны? (3) Могут ли цифровые технологии заменить очное/личное сотрудничество ученых, учителей и учащихся? Докладчики довольно кратко отвечали на поступавшие вопросы.

Подводя итоги работы семинара, координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кейт Холмс поблагодарил всех участников семинара и пригласил принять участие в предстоящих последних двух семинарах из серии «На пути к Пакту во имя будущего»: «Молодежь и будущие поколения» (26.06.2024 г.) и «Трансформация глобального управления» (17.07.2024 г.).

 

В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая

 

 

10 / 06 / 2024

Показать обсуждение