13 декабря 2023 года для кафедр ЮНЕСКО в рамках сетевого сотрудничества УНИТВИН состоялся онлайн семинар на тему «Расширение прав и возможностей науки в Африке: активизация научных исследований и сотрудничества посредством удаленного доступа и сетевого взаимодействия».
В концепции семинара, прежде всего, речь идет об актуальности Оперативной стратегии по приоритету «Африка» на 2022-2029 гг. (OSPA), которая направлена на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) Повестки дня Организации Объединенных Наций на период до 2030 года и Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года «Африка, какой мы хотим ее видеть» в сфере компетенций ЮНЕСКО.
В последние годы международное сообщество признало исключительную важность укрепления глобального научного сотрудничества для решения наиболее насущных мировых проблем. Однако остаются существенные препятствия к доступу к передовым исследовательским объектам, включая лаборатории, специализированное оборудование и источники данных. Это фундаментальная проблема для ученых в Африке, которая препятствует их возможностям вносить значительный вклад в глобальные научные достижения. Несмотря на эти барьеры, ученые и исследователи в Африке внесли значительный вклад в различные области, даже если ограничиваются их возможности проводить эксперименты, собирать критически важные данные и принимать участие в передовых исследованиях. Более того, финансовые ограничения, географические расстояния и административные барьеры еще больше усугубляют проблему, создавая многоаспектные проблемы для тех, кто стремится внести значимый научный вклад.
В связи с этим, существуют нереализованные ценные исследовательские идеи, уничтоженные инновации и отложенные потенциальные решения некоторых из наиболее насущных мировых проблем, таких как нехватка воды, изменение климата и устойчивое развитие. Ограниченный доступ к другим методам и технологиям исследований также способствует росту пробела в знаниях, не позволяя африканским исследователям участвовать в междисциплинарном сотрудничестве и оставаться на переднем крае своих соответствующих областей, а также лишает их возможности сохранять влияние в других областях науки.
Основной целью семинара «Расширение прав и возможностей науки в Африки: активизация научных исследований и сотрудничества посредством удаленного доступа и сетевого взаимодействия» организаторы определили выявление ограниченного доступа африканских ученых к важнейшей инфраструктуре исследовательской деятельности и содействие обеспечению удаленного доступа к объектам исследований, что поможет развитию межконтинентального сотрудничества, расширению возможностей исследователей и преодолению барьеров на пути научных инноваций, а также позволит ученым Африки использовать онлайн исследовательские центры всех стран мира.
С вступительным словом к более 130 участникам из разных стран всех континентов выступил модератор семинара г-н Мохамед Эльфарнавани (директор отдела координации Приоритета «Африка», Сектор ЮНЕСКО – Приоритет «Африка» и Внешние отношения). Он напомнил, что на 41-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2021 году была принята Оперативная стратегия по приоритету «Африка» на 2022-2029 гг. (OSPA), и в рамках данной стратегии Флагманская программа 5: «Развитие открытой науки, укрепление потенциала в области фундаментальных и прикладных наук и научных исследований в целях совершенствования разработки и развития технологий и инноваций для их использования в науке об океане, в вопросах устойчивости к изменению климата и к управлению водными ресурсами в Африке». Принятые документы призваны способствовать научному прогрессу в Африке, оказать поддержку сотрудничеству экспертов в области науки, техники, научной политики и водных ресурсов. Модератор выразил надежду, что семинар поможет всем участникам в реализации их задач и целей.
Затем, с речью выступил комиссар Африканского союза по образованию, науке, технологиям и инновациям проф. Мохамед Бельхосин, который подчеркнул, что обсуждаемая на семинаре тема носит больше международный, чем внутриконтинентальный африканский характер. Особое внимание он уделил необходимости дальнейшего проведения научных исследований в интересах устойчивого развития Африки, совершенствованию открытой науки, цифровых технологий и инноваций для удаленного доступа к объектам исследований, их использованию в науке об океане, в вопросах устойчивости к изменению климата и к управлению водными ресурсами в Африке. В качестве одного из примеров эффективности дистанционного сотрудничества выступающий привел довольно успешную борьбу с пандемией Covid-19, когда стало очевидным, что взаимодействие ученых всего мира может идти и без физических контактов. В заключение он рассказал о проблеме беженцев из Африки, которая связана с дестабилизацией политических режимов в ряде стран континента.
Следующий докладчик, помощник Генерального директора сектора ЮНЕСКО – Приоритет «Африка» и Внешние отношения» Энтони Охеменг-Боамах, также обратил внимание на важную роль Оперативной стратегии по приоритету «Африка» на 2022-2029 гг., особенно в активизации научных исследований и сотрудничества посредством удаленного доступа, и сетевого взаимодействия. По его мнению, для многих африканских ученых остаются существенные препятствия в доступе к передовым инструментам исследования, включая лаборатории, специализированное оборудование, цифровые технологии и платформы для обмена данными. Эта проблема не позволяет многим ученым Африки реализовать свои возможности и внести значительный вклад в глобальные научные достижения. В этой связи он обратился к кафедрам ЮНЕСКО и сетям УНИТВИН с просьбой принять необходимые меры для объединения усилий ученых стран Африки и других континентов в целях совершенствования межконтинентального сотрудничества посредством удаленного доступа и сетевого взаимодействия. По его убеждению, при совершенствовании глобального научного сотрудничества, необходимо предусмотреть не только обмен идеями, но и совместную деятельность.
Модератор семинара г-н Мохамед Эльфарнавани, прежде чем предоставить слово г-же Корстен Лизе, поздравил ее с избранием на пост Президента Африканской академии наук (Южно-Африканская Республика). Профессор Корстен Лизе выступила с презентацией по теме: «Использование возможностей удаленного доступа к научным объектам для содействия развитию научного потенциала африканских ученых». Основное внимание в своем выступлении она уделила Африканской академии наук (ААН), главная миссия которой – изменить жизнь на африканском континенте с помощью науки и высшего образования. Докладчик отметила, что поддерживаемые Академией программы в области науки, технологий и инноваций (НТИ) сосредоточены на пяти стратегических областях: окружающая среда и изменение климата; здоровье и благополучие; естественные науки; политика и управление; социальные и гуманитарные науки. Далее она перечислила Стратегические цели ААН: развитие/совершенствование молодых африканских ученых; поддержка женщинам-ученым и женскому здоровью в странах Африки; создание африканской системы обучения, образования и научно-исследовательской деятельности; формирование глобального партнерства; поддержка знаний и исследований в области НТИ и обмена знаниями в эпоху цифровых технологий; совместное использование новых технологий, таких как Искусственный интеллект. Докладчик обратила особое внимание на необходимость сосредоточиться на таких областях, как изменение климата, водоснабжение, энергетика и продовольственная безопасность, а также на многочисленных социально-политических проблемах, с которыми сталкиваются африканцы. Г-жа Лизе представила участникам семинара информацию об Африканском консорциуме по биоразнообразию, который был основан как катализатор развития исследований в области естественных наук в Африке путем удовлетворения потребностей в обучении, просвещении и доступности к технологиям, позволяющим проводить исследования мелких объектов с помощью микроскопов. Проинформировала о Южноафриканском научном форуме 2023 года (Претория, Южная Африка, 7.12.2023), в котором приняли участие ученые, студенты, представители государственного и частного секторов. Цель форума – инициирование дискуссий о науке, о людях, о партнерских отношениях, о приоритетах Десятилетнего плана. К форуму проявили большой интерес научное сообщество, представители промышленности и правительственных структур, общественные организации. В заключение профессор заверила, что деятельность Академии будет и дальше способствовать проведению передовых исследований и укреплению позиций Африки на мировой научной арене, на реализации Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года «Африка, какой мы хотим ее видеть».
Осама Аваделькарим, профессор кафедры ЮНЕСКО Факультета инженерно-технических наук, Пенсильванский государственный университет, США, уделил особое внимание точным наукам и инженерии, в частности нанотехнологиям, и заявил о готовности кафедры общаться, прежде всего дистанционно, с университетами Африки и других континентов. Затем, используя презентацию, он дал довольно подробное описание работы, которую проводит кафедра с использованием нанотехнологий в сфере повышения квалификации преподавателей, обучения студентов и школьников, профессионального развития работников промышленности. Такая работа проводится в виде онлайн семинаров, которые на настоящее время уже посетили более 1800 преподавателей и действующих работников промышленных отраслей. Представил систему деятельности кафедры под названием «Дистанционно доступные инструменты нанотехнологий (Remotely accessible instruments of nanotechnology – RAIN)», при помощи которой налажено взаимодействие с кафедрами вузов и учебными классами многих школ. Докладчик перечислил и представил на карте созданные в США узлы связи RAIN и дал подробное описание имеющегося в этой системе оборудования. Он также отметил, что развиваются партнерские связи в этой области на международном уровне, а также назвал Казанский национальный исследовательский технологический университет как одного из участников системы RAIN.
Модератор следующей панельной дискуссии по теме «Укрепление научного сотрудничества в Африке» г-жа Амал Касри (руководитель отдела фундаментальных наук, исследований, инноваций и инженерии, Сектор естественных наук ЮНЕСКО), представляя очередного докладчика – Клода Леконта, отметила, что он признан в международном научном сообществе за его вклад в измерение и анализ рентгеновской кристаллографической плотности заряда с высоким разрешением, и за предоставленную им обширную информацию по этой теме.
Профессор Университета Нанси (Лотарингия, Франция) Клод Леконт, прежде всего, высказал мнение, что в современном мире необходима поддержка ученых Африки и других континентов. Пополнение рядов квалифицированных ученых и повышение их квалификации, особенно в таких областях, как физика, химия, биология, медицина, помогает решать текущие и будущие проблемы, поддерживать обучение и предоставлять возможности большему количеству блестящих научных умов в их родной стране. В этой связи он высказал мнение о необходимости устранять ограничения доступа ученых, прежде всего ученых Африки, к инфраструктуре исследовательской деятельности, обеспечивать для них удаленный доступ к объектам исследований. Клод Леконт проинформировал, что Университет Нанси сотрудничает с университетами многих африканских стран, в том числе Камеруна, Алжира, Кот-д’Ивуара, Мадагаскара и др., а также, что ученые университета делятся с африканскими коллегами своими проектами, а африканские ученые представляют данные о своих исследованиях. Он отметил важную роль цифровых лабораторий и созданных на их базе платформ, которые являются инструментом виртуальной совместной работы, помогают ученым в обмене данными, в сотрудничестве с коллегами по всему миру – и все это на основе собственных учреждений.
Далее г-жа Амал Касри предоставила слово преподавателю физики, д-ру Университета «Феликса Уфуэ-Буаньи», Кот-д’Ивуар Эрику Зики. Прежде всего, Эрик Зики отметил необходимость предоставить доступ африканским исследователям к передовым научным объектам, включая лаборатории, специализированное оборудование, источники данных, а также к использованию достижений ученых других стран. Отсутствие такого доступа, по его мнению, является фундаментальной проблемой для африканских ученых. Он также обратил внимание на то, что отсутствие современного оборудования для научных исследований принуждает многих ученых Африки выезжать в другие страны и часто не возвращаться на родину, так как не могут вести преподавание и исследования без высокотехнологичной аппаратуры. Кроме того, данная проблема актуальна и для студентов, которые, не имея необходимого оборудования и дистанционного доступа к нему, вынуждены тратить годы для освоения своих высокотехнологичных учебных программ.
Г-жа Дженси Нихаус, исполнительный директор Южно-Африканского Форума Национальной науки и Технологий, ЮАР, выступила с презентацией на тему семинара: «Расширение прав и возможностей науки в Африке: активизация научных исследований и сотрудничества посредством удаленного доступа и сетевого взаимодействия». В ходе презентации представила подробную информацию о научно-образовательной организации «Южно-Африканский Форум Национальной науки и Технологий». Организация является некоммерческой компанией. В ее состав входят представители как государственного, так и частного секторов. Проводимые ей мероприятия носят инклюзивный/объединительный характер, предусматривают совместную деятельность, отражают открытость, независимость и коллективную энергию сотрудничества. Работу Форума охарактеризовала как инвестиции в демократию. Говоря о структуре организации, перечислила сектора, входящие в ее состав, и количество членов этих секторов: Научные советы и правовые органы (20 членов); Высшее образование (24 члена); Гражданское общество и трудовые коллективы (22 члена); Бизнес (7 членов); Государственные предприятия (11 членов); Программное обеспечение «Intel PROSet Wireless» (47 программ). Широко признанной инициативой Форума было учреждение в 1998 году премии для ученых Южной Африки за выдающиеся достижения в области науки, инженерии и технологий (SET), и инноваций. За прошедшие 25 лет награды получили 294 научных сотрудников (215 индивидуальных победителей и 70 команд-победителей). При этом отметила, что 36% победителей составили женщины, в том числе 20% – чернокожие женщины. В заключении Дженси Нихаус рассказала еще об одной инициативе Форума (“STEMulator») – о Портале знаний, посвященном науке, технологиям, инженерии и математике (STEM). Основная цель Портала: электронное обучение с использованием различных средств массовой информации; привлечение студентов и школьников в существующий мир STEM; предоставление рекомендаций в области изучения технологий, инженерии, математики, в успешном завершении высшего образования, в планировании и построении карьеры.
Следующий выступающий, профессор Малик Мааза, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по нанонаукам и нанотехнологиям, Университет Южной Африки, ЮАР, в своем кратком выступлении Рассказал, что задача его кафедры – продвижение образования, в том числе научного образования, в интересах формирования современных общественных отношений, устойчивого развития общества. Одним из основных направлений решения этой задачи, по его мнению, является более широкое использование современных информационных технологий, и в этой связи, создание высокотехнологичных цифровых платформ для внедрения новых областей образования, таких как химическая инженерия, нанотехнологии, органическая химия, материаловедение, космические и лазерные науки, а также для проведения междисциплинарных исследований в области сканирующей и просвечивающей электронной микроскопии. Выразил особую признательность всем сотрудникам кафедры за их приверженность обучению и наставничеству молодых ученых не только Южной Африки, но и всего континента. Особенно он отметил шесть стран африканского континента (Алжир, Египет, Кения, Конго, Нигерия, Тунис), с которыми кафедра реализует совместные проекты. В заключении своего выступления г-н Касри подчеркнул важность выстраивания на национальном и на международном уровнях более прочных отношений как с академическими кругами, так и с различными областями промышленности.
Основатель Научно-исследовательского института прибрежных и географических наук (Камерун и Кабо-Верде) г-жа Ава Буссо Драме в своем выступлении изложила основные задачи созданного ею института, которые направлены на развитие учебного и научного сотрудничества в странах Африки, в том числе в Камеруне и Кабо-Верде. Среди основных направлений деятельности сотрудников Института (CoastGIS) отметила развитие образования, которое является основой для проведения исследований, прежде всего, в области географических наук и прибрежных водных ресурсов. Особое внимание уделила необходимости формирования континентального характера умений и навыков у студентов и школьников. В решении стоящих перед Институтом задач важную роль, по ее мнению, играет создание международного сетевого сотрудничества, а также использование современного лабораторного оборудования.
Директор отдела научной политики и фундаментальных наук Сектора естественных наук ЮНЕСКО г-н Шаофэн Ху в кратком заключительном слове выразил признательность всем предыдущим докладчикам за интересное обсуждение наиболее насущных мировых проблем, таких как нехватка воды, изменение климата и устойчивое развитие. Он поддержал высказанное мнение о необходимости более интенсивного использования цифровых технологий, платформ для обмена данными и инструментов виртуальной совместной работы и отметил, что наука и технологии необходимы для реализации Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года, где важную роль играет ЮНЕСКО.
Закрывая семинар, Кит Холмс поблагодарил всех докладчиков и участников семинара – студентов, преподавателей, исследователей, представителей общественных и государственных организаций, прежде всего сотрудников кафедр ЮНЕСКО и сетей ЮНИТВИН. Он кратко подвел итоги всех прошедших семинаров, и особенно подчеркнул важность обсужденной на данном семинаре инновационной инициативы, которая направлена на обеспечение удаленного доступа к объектам исследований, помогает африканским ученым использовать возможности исследовательских центров во всех странах мира. По его мнению, реализация этой инициативы окажет существенное потенциальное влияние на научный прогресс в Африке.
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая