Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Кафедра ЮНЕСКО МПГУ приняла участие в международном семинаре ИИТО ЮНЕСКО «Этический аспект Технологий образования: трансформация рисков в преимущества»

Новости

30 января 2024 года состоялся очередной онлайн вебинар для кафедр ЮНЕСКО на тему «Этический аспект Технологий образования (EdTech): трансформация рисков в преимущества» из серии вебинаров «Использование технологий для трансформирования образования», организуемых Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО). Основная цель данного вебинара – предоставить информацию и мнения экспертов об этических аспектах цифрового образования и образования, основанного на искусственном интеллекте, широкому кругу заинтересованных сторон в сфере образования, начиная от школьников и студентов, и включая преподавателей, управленцев и политических деятелей. Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ в числе других кафедр ЮНЕСКО РФ и мира стала его участником.

Модератором вебинара выступила старший национальный специалист по проектам в области образования, руководитель отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО Наталья Амелина, модератором панельной дискуссии – программный ассистент отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО Галина Удайадас.

Доклад первого выступающего – сотрудника Института вычислительной техники, IC (информации и коммуникации), при Государственном университете Кампинаса (UNICAMP), Бразилия, г-жи С. Баранаускас, был посвящен Искусственному интеллекту, его успехам и недостаткам в сфере образования и в общественной жизни. С точки зрения спикера, искусственный интеллект имеет сегодня скорее сомнительную репутацию, о нем говорят постоянно и везде – в СМИ, в кинофильмах, в книгах. Распространяются страшные истории о том, что ИИ контролирует повседневную жизнь людей и навязывает предвзятые решения, которые могут оказать отрицательное влияние на благополучие всего населения. Поэтому необходимо следовать этическим принципам в отношении ИИ, среди которых: обеспечение благополучия, сохранение человеческого достоинства людей и обитаемой Планеты, в целом; обеспечение неприкосновенности частной жизни; сохранение автономии – права принимать решения; сохранение в обществе законности и справедливости; обеспечение очевидности и ясности того, как работает ИИ, кто отвечает за его реализацию. Особое внимание докладчик обратила на растущую роль компьютеров (ПК с искусственным интеллектом) в выполнении задач ИИ, которые могут обрабатывать данные и информацию способом, напоминающим разумное поведение гуманоидов. В заключение она подчеркнула необходимость соблюдения социальной ответственности при использовании ИИ в научно-образовательной сфере, и вкратце рассказала, что следует делать, чтобы преобразовать риски в преимущества.

Следующий выступающий – научный сотрудник Института интегрированных систем программного обеспечения Факультета электротехники и компьютерных наук Университета Вандербильта, Нэшвилл, США, доктор Шитаншу Мишра, в настоящее время руководит отделом цифрового обучения, Искусственного интеллекта и Информационных технологий Института ЮНЕСКО (UNESCO MGIEP) по образованию в интересах мира и устойчивого развития им. Махатмы Ганди. В своем выступлении «Этика в сфере Искусственного интеллекта и образования» д-р Мишра отметил, что деятельность Института ЮНЕСКО (UNESCO MGIEP) сосредоточена на развитии образования в достижении целей устойчивого развития и глобального гражданства путем реализации программ, способствующих социальному и эмоциональному обучению, на внедрение инноваций в цифровую педагогику и в расширение возможностей молодежи. По его мнению, качество образования будет неизбежно связано с качеством Искусственного интеллекта, поэтому обеспечение доступности ИИ при соблюдении его эффективности, экономичности и качества имеет большое значение. Этика Искусственного интеллекта взаимозависима с такими направлениями деятельности в системе образования, как проводимые вычисления, сбор данных, реализация образовательного процесса. Ключевыми принципами такой этики являются: прозрачность, субъективность и инклюзия, защита и контроль данных, свобода действий и автономия. Завершая выступление, докладчик отметил, что эффективное использование ИИ в образовании предусматривает готовность к этому самой системы образования, наличие необходимых компетенций у педагогов и учащихся.

В следующем докладе – «Ответственное использование информационных данных и технологий в образовании», представившая его директор по вопросам «Равенство в гражданских технологиях» Центра демократии и технологий (CDT, EU) Элизабет Лейрд, перечислила основные требования, которые следует соблюдать при использовании информационных данных и технологий в современном образовании: равенство и субъективность; вовлечение сообщества; прозрачность; конфиденциальность и безопасность; наращивание потенциала использования данных. Особенно она подчеркнула, что необходимо соблюдать этику обработки данных, которая предусматривает набор формирующихся принципов сбора, управления, обмена и использования данных безопасным и справедливым способом, что позволяет избежать нанесения вреда личности и служит общественному благу. Внедрение этичных методов обработки данных и технологий дает школам целый ряд преимуществ, но также существует угроза ощутимых рисков, если такие методы игнорировать. Для обеспечения преимуществ, по мнению докладчика, необходимо: балансировать конкурирующие интересы; создавать и поддерживать справедливость; завоевывать доверие общественности; обеспечивать постоянное совершенствование. В то же время, возникновение серьезных рисков может быть вызвано следующими действиями: закрепление существующего неравенства; утрата общественного доверия; вызов негативной реакции против использования данных; нарушение конфиденциальной информации. Особое внимание в докладе было уделено мониторингу деятельности учащихся. Речь идет о технологиях, используемых для отслеживания деятельности учащихся в Интернете (время входа в систему, содержимое экранов и электронных писем учащихся или их поисковых запросов в Интернете), а также о необходимости обеспечить видимость в режиме реального времени того, что учащиеся просматривают на своих компьютерах. Такой мониторинг реализуется в рамках системы управления обучением или с помощью отдельного программного обеспечения. В заключение г-жа Элизабет Лейрд проинформировала о результатах проведенного в ряде школ мониторинга среди родителей учащихся: 95% родителей считают важным, чтобы они также были вовлечены в процесс использования в школах информационных данных и технологий учащихся.

Далее тема была продолжена преподавателем-инструктором в Дублине Патриком О’Харой, который в своем докладе «Этические аспекты цифровой компетентности в подготовке учителей» перечислил наиболее эффективные практики, используемые для обеспечения баланса между индивидуальным подходом в обучении и неприкосновенностью данных. По его мнению, особенно важно: установить стандарты прозрачности; практиковать этичное использование данных; принимать меры по обеспечению безопасности и минимизации данных; обеспечивать соблюдение законодательства; уделять приоритетное внимание просвещению по вопросам конфиденциальности данных. Особое внимание в докладе было обращено на озабоченность учителей соблюдением при использовании ИИ в образовании справедливости, равноправия и инклюзивности, этической ответственности, а также о смягчении предубеждений о влиянии ИИ на результаты обучения учащихся. Завершая свой доклад, Патрик О’Хара подчеркнул, что учителя в своей работе должны использовать преимущества технологий, сохраняя при этом важность человеческого взаимодействия, в следующих наиболее актуальных сферах: использование искусственного интеллекта как инструмента для усиления, а не замены роли учителя; приоритетное внимание взаимодействию лицом к лицу; органичное интегрирование технологии в смешанное обучение; продвижение ответственного использования искусственного интеллекта; обеспечение постоянного профессионального развития.

В панельной дискуссии после докладов приняли участие: доктор философии, доцент Университетского колледжа Лондона Уэйн Холмс; профессор Национального инженерно-исследовательского центра электронного обучения Центрально-Китайского педагогического университета Ди Ву; сотрудник по программам в области образования и здравоохранения ИИТО ЮНЕСКО Юлия Плахутина; доктор философии Института интеллектуального обучения Пекинского педагогического университета Булус Шехата, а также основные докладчики вебинара.

Участники дискуссии в краткой форме высказывали мнения о необходимости соблюдения морально-этических норм в период стремительного технического прогресса в мире, внедрения в систему образования инновационных цифровых технологий и искусственного интеллекта. Говорили об этических аспектах цифрового образования и образования, основанного на искусственном интеллекте, о том, что при использовании современных технологий в сфере образования следует проявлять должную заботу о соблюдении конфиденциальности студентов и их равенстве. При этом отмечалось, что равноправие обучающихся часто находится под угрозой, что необходимо более интенсивно работать с новыми технологиями, особенно в отношении учащихся с ограниченными возможностями. Особое внимание было обращено на актуальность совершенствования цифровой компетентности учителей, соблюдения стандартов, и в целом – ответственного использования технологий в образовании.

Видеозапись вебинара будет доступна на youtube канале ИИТО ЮНЕСКО  https://www.youtube.com/@UNESCOIITE

 

В.Ф. Захаров
М.А. Кривенькая

04 / 02 / 2024

Показать обсуждение