9 апреля 2024 года для кафедр ЮНЕСКО в рамках сетевого сотрудничества УНИТВИН состоялся онлайн семинар из цикла «На пути к Пакту во имя будущего» на тему «Устойчивое развитие и финансирование развития». Основная цель семинара – дать возможность представителям кафедр ЮНЕСКО, сетей УНИТВИН, образовательных и общественных организаций, а также сотрудникам правительств, региональных органов управления и другим экспертам для интеллектуального взаимодействия по вопросам, содержащимся в «Пакте во имя будущего» и в предлагаемых итоговых документах Саммита будущего 2024.
Со вступительным словом к участникам семинара обратился координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кейт Холмс. По его информации, на участие в семинаре зарегистрировалось более 700 человек. Он особо отметил важность работы, которую проводят Кафедры ЮНЕСКО в привлечении дополнительных финансовых средств для стран Африки, Азии, Латинской Америки в целях реализации Повестки дня на период до 2030 года и полной реализации ЦУР.
Панельная дискуссия началась выступлением директора отдела стратегических партнерских отношений ЮНЕСКО Жюльена Пелло. Он подчеркнул роль ЮНЕСКО в определении системы ключевых компетенций в области образования, которые направлены на формирование у молодежи «грамотности в отношении будущего». По его мнению, назрела необходимость совершенствования системы финансирования деятельности, прежде всего, направленной на реализацию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Выступающий предложил рассмотреть возможность более достойного финансирования деятельности ЮНЕСКО, в том числе Кафедр ЮНЕСКО, отметил актуальность реализации проектов ЮНЕСКО в сфере повышения социальной интеграции посредством инновационного мобильного обучения. Вместе с тем, он обратил внимание на дефицит финансирования устойчивого развития, который с 2020 года в развивающихся странах увеличился на 56%. В целях устранения этого дефицита и достижения ЦУР в настоящее время действует Официальная помощь развитию (ОПР) – один из механизмов решения проблем развивающихся государств. Кроме того, Аддис-Абебская программа действий способствует значительному увеличению финансирования ЦУР. В заключении своего выступления Жюльен Пелло высказался за расширение дискуссий по совершенствованию финансирования, за внедрение финансового образования в учебных заведениях, за более активное использование искусственного интеллекта в области совершенствования финансирования в целях поддержки устойчивого развития. Также отметил, что в итоговом документе Саммита Будущего в 2024 будет рассмотрена жизнеспособность международных финансовых систем, в целом, и представлены инклюзивные, честные и равноправные международные финансовые системы, которые лучше отражают социально–экономические потребности и реалии сегодняшнего дня.
Следующий докладчик – старший финансовый консультант Секции глобального сотрудничества и Секретариата сотрудничества между учреждениями ЦУР-4 ЮНЕСКО Олаф Койманс представил Презентацию по наиболее актуальным направлениям деятельности. Во-первых, он отметил: Основным источником финансирования образования являются государственные доходы и взносы домашних хозяйств; Объемы средств в различных странах очень неравномерны; Самый большой дефицит финансирования для стран с низким и ниже среднего уровня дохода – 97 млрд. долларов США. Во-вторых, он подробно представил информацию о Глобальном механизме сотрудничества в области образования (GCM), который объединяет следующие направления деятельности: Молодежная и Студенческая Сеть для достижения ЦУР-4; Коллективные консультации НПО (CCNGO); Многосторонняя образовательная платформа (MEP); Глобальный образовательный форум (GEF); Руководящий комитет высокого уровня (HLSC). В-третьих, представил Финансовую Повестку Образования в рамках деятельности Руководящего комитета высокого уровня: Координация работы мировых деятелей для достижения прогресса в сфере ЦУР-4; Обеспечение более широкого освещение вопроса о финансировании образования в национальных, региональных и глобальных дискуссиях; Создание поддержки и стимула для привлечения дополнительных и инновационных источников финансирования образования. В-четвертых, предложил ряд Взаимосвязанных действий при Многостороннем финансировании образования: Разработка и продвижение общей концепции финансирования образования – обоснование инвестиций в образование; Внедрение инновационных финансовых инструментов и устойчивых подходов к финансированию сектора образования; Укрепление проводимого под руководством правительства диалога по стратегическому финансированию и секторальному планированию на страновом уровне. В-пятых, дал более подробное описание Новой концепции инвестирования в образование, которая предусматривает: Рассматривать роль образования как важнейшую инвестицию в экономику и как фактор, способствующий широкому устойчивому развитию; Опираться на приоритеты Саммита «Трансформация образования» (TES) и поддерживать координацию на глобальном уровне и межсекторальную мобилизацию ресурсов. В заключении доклада Олаф Койманс представил временную шкалу ключевых этапов 2024 года: Встреча лидеров Руководящего комитета высокого уровня (HLSC) – июнь 2024 г.; Саммит будущего – сентябрь 2024 г.; Глобальный образовательный форум – октябрь/ноябрь 2024 г.; Всемирный социальный саммит – сентябрь 2025 г.
Далее, модератор панельной дискуссии семинара – исполнительный директор Бюро стратегического планирования ЮНЕСКО Кэролайн Сиболд представила всех участников дискуссии и предложила им с учетом целей устойчивого развития общества особое внимание обратить на роль образования, науки, культуры и коммуникаций в международной повестке дня с учетом растущего дефицита финансирования.
Исполнительный директор «Международной хартии Земли» и Центра по ОУР Университета мира (Коста-Рика) Мириан Вилела, открывая дискуссию, напомнила о трех составляющих устойчивого развития Повестки дня на период до 2030 года, которые были приняты всеми государствами – членами ООН: социальную, экономическую и экологическую. Кратко представила работу сотрудников Университета мира и Международной хартии Земли, а также ряда Кафедр ЮНЕСКО, направленную на борьбу с бедностью, с изменениями климата и другими современными вызовами. Обратила внимание на необходимость совершенствования деятельности правительств всех государств мира в борьбе с возникающими вызовами. По ее мнению, в работу по достижению целей будущего необходимо привлекать не только политических деятелей, ученых, но и молодежь, и детей. Важную роль в этой связи играет развитие системы образования и коммуникаций, которая позволяет противостоять социальной изоляции тех или иных слоев общества.
Куратор «Музея завтрашнего дня», профессор кафедры ЮНЕСКО «Грамотность в будущем» Федерального университета Рио-де-Жанейро, Бразилия, Фабио Рубио Скарано, кратко представил учебные программы и практическую деятельность своей кафедры, подчеркнув положительные результаты сотрудничества с другими кафедрами ЮНЕСКО, проведение активного диалога и обмена знаниями о многоаспектной и развивающейся концепции «устойчивого развития». Он отметил, что его студенты часто посещают Музей и знакомятся с современными и будущими особенностями образования, науки и культуры Бразилии и других стран мира. Такое знакомство полезно для усвоения ими учебных программ.
Специалист по культурной экономике, профессор Кафедры ЮНЕСКО по глобальной креативной экономике Лондонского городского университета (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) Энди Пратт подчеркнул, что для устранения пробелов в финансировании при реализации целей устойчивого развития важную роль играет не только совершенствование в этой сфере образования, но и необходимость больше заниматься вопросами культуры, креативной экономики, которая охватывает сферу творчества, культуры, искусства, а также дизайн, компьютерные игры, новые медиа. Важно учитывать работу с людьми, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, с теми, кто занят в изготовлении продукции и ее архивации, и в тренингах. В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику, по его мнению, становится все более весомым. Вопрос совершенствования креативной экономики стоит на повестке дня образовательных организаций как Глобального Юга, так и Глобального Севера. Особое внимание обратил на взаимозависимость экономического развития и совершенствования культуры во всех странах мира. Там, где более эффективно развивается культура, креативная экономика, быстрее растет валовый внутренний продукт (ВВП).
В завершение семинара участники обменялись мнениями по вопросам встречи и согласились в следующем: привлечение для достижения целей устойчивого развития не только членов правительств, сотрудников кафедр ЮНЕСКО, но и представителей общественных организаций; повышение значимости образования, науки, культуры и коммуникации в международной повестке дня, учитывая существующие и увеличивающиеся пробелы в финансировании; привлечение и направление финансовых ресурсов из различных источников, в том числе из частного сектора, к осуществлению мандата ЮНЕСКО по достижению целей устойчивого развития.
Подводя итоги семинара, Кит Холмс отметил, что выступавшие на семинаре довольно подробно изложили целый ряд существующих и нерешенных проблем, в том числе: непрекращающееся и растущее неравенство, ухудшение состояния окружающей среды, изменение климата, длительные конфликты и др., которые продолжают угрожать перспективам реализации социально справедливого, экономически инклюзивного и экологически устойчивого развития. По его мнению, в докладах и в дискуссии также были предложены довольно эффективные пути совершенствования финансирования при решении данных проблем. Кафедрам ЮНЕСКО-участникам семинара была выражена признательность за активное участие в решении вопросов, связанных с достижением целей устойчивого развития и финансирования развития.
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая