9-11 декабря в Москве в Департаменте психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проходила V Международная конференция «Психология индивидуальности».
Кафедра психологии младшего школьника факультета начального образования Института Детства нашего университета приняла активное участие.
На секции «Способности и предметная мысль человека», которой руководили академик РАО, д.пс.н., проф. В.Д. Шадриков, член-корр. РАО,д.пс.н., проф.В.И.Панов, к.пс.н., к.п.н. С.С. Кургинян от кафедры психологии младшего школьника было сделано два доклада.
Д.пс.н., профессор кафедры психологии младшего школьника, директор Центра психологического консультирования Г.А. Суворова выступила с докладом на тему «О новом этапе в разработке проблем психологии способностей и интеллекта», в котором изложила точку зрения на способности и интеллект с позиций инновационной методологии системогенеза жизнедеятельности, разрабатываемой академиком В.Д. Шадриковым и его научной школой. Она тезисно изложила суть развития этого направления на современном этапе образования и обратила внимание на его монографию «Качество педагогического образования» (М.:Логос, 2012 г.), в которой ученый по новому ставит задачу «научить ученика учиться». Она заключается, по мнению В.Д.Шадрикова, в освоении «учеником основных способов познания», которые он относит к интеллектуальным операциям и в разработке « …научно обоснованных информационных технологий образования», позволяющих ему ими овладевать. Она подчеркнула, что ученый считает, что именно интеллектуальные операции и являются обобщенными способами, реализующими мышление и познание. Докладчик сделала общий вывод о том, что развивающееся мышление понимается как формирующийся интеллект и выступает «как системное проявление познавательных способностей» (В.Д. Шадриков), а «интеллектуальная задача – как средство развития способностей и интеллекта» ( Г.А. Суворова).
Второй докладчик, аспирантка кафедры психологии младшего школьника О.Г. Потапова (рук.В.Д. Шадриков) представила доклад «Теоретические вопросы изучения интеллектуальных операций в младшем школьном возрасте», в котором раскрыла ряд вопросов этой сложной проблемы.
На секции также был представлен доклад д.пс.н., профессора К.В. Макаровой и к.пс.н., доцента Л.В. Гавриловой на тему «Личностные и профессионально- важные качества супервизора как механизм личностной регуляции развития профессиональных способностей магистрантов».
На секции «Индивидуальность в теоретической и практической психологии личности», которой руководили член-корр.РАО, д.пс.н., профессор В.А.Петровский и д.пс.н., проф. Е.Б.Старовойтенко от кафедры психологии младшего школьника выступил к.псн., доцент, зав. лабораторией психологии способностей В.Н.Колесников с докладом « Пути становления человека как одухотворенной личности».