8 ноября 2017 года доцент кафедры романских языков им. В.Г. Гака Школьник Анна Феликсовна и выпускница Института иностранных языков Волкова Юлия, являющиеся членами «Фонда Клаудио Наранхо», приняли участие в организации и проведении семинара, посвященного проблеме “эмоционального интеллекта”: его природе, методам и приемам исследования с акцентом на образовательный процесс. Семинар проходил в Московском городском педагогическом университете и финансировался Сбербанком. Анна Феликсовна и Юлия также выполняли функции переводчиков.
Международный спикер семинара — эксперт по вопросам эмоционального интеллекта, профессор Школы гештальтпсихологии в Пизе, профессор Института SAT, автор исследований в университетах Италии, США, Франции, Испании, клинический психолог Никола Фуско, ученик и коллега Клаудио Наранхо. Впервые с Николой Фуско российские учителя познакомились на Форуме GEF. Международная инициатива Global Education Futures, родившаяся в России и нашедшая поддержку по всему миру, в результате многочисленных экспертных сессий приблизилась к образу нового образования. Нового – не значит “более эффективного” или более стандартизированного, а интегрального, опирающегося на человека, уделяющее внимание его мотивации, помогающее выработать свою позицию исходя из гармоничного внутреннего мира. Участники GEF пригласили Николу провести в России недельный семинар, и он состоялся в мае 2017 года. Такой мгновенный контакт и интерес к SAT не удивляет, поскольку этот метод представляет из себя элемент нового образования, возможный путь его совершенствования. Как сказала Криста Вайс, специалист по оценке образовательных технологий из Университете Кочабамбы, «передавать ученикам ценности, помогать им по-человечески — значит учитывать их чувства, значит видеть в каждом из них прежде всего человека. Программа SAT объясняет, как зарождаются ценности внутри каждого человека, и лишь пережив подобный опыт лично, можно говорить о передаче ценностей ученикам, в этом и заключается один из главных аспектов обучения SAT».
Тема ноябрьского семинара в МГПУ была заявлена так: «Подход SAT как один из элементов образования будущего». Метод SAT разработал чилийский ученый и психолог Клаудио Наранхо для поддержки людей помогающих профессий. Это десятидневный семинар, в ходе которого участники получают необходимые навыки не только по работе над своим неврозом, но и развития эмпатии и осознанного подхода к любой своей деятельности, в том числе и профессиональной. Семинар проводится раз в год на протяжении пяти лет, что позволяет участникам постепенно и вдумчиво работать над обретением новых навыков и внедрением их в свою жизнь. Вот что пишет Эвелин Гарлик, наша коллега, участник этой программы, преподаватель Педагогического университета Сантьяго (на базе которого Министерство образования этой страны провело первые эксперименты по внедрению SAT в академическую среду): «Я вернула себе радость, радость жить, связь с собой внутри себя, которая была заблокирована. Только пережив этот опыт, понимаешь, что значит быть во вне с другими, быть с ними – из глубинной точки понимания себя. Эту важную связь не познаешь в рамках какой-то дисциплины. Как мы теряем эту связь? И кто покажет нам путь назад, к себе?». Сейчас моя работа в университете по подготовке учителей обрела новый смысл».
Методика SAT предлагает свой образовательный подход, в котором уделяется внимание не только интеллектуальному, но и эмоциональному, и внутреннему развитию личности и учителя, и учеников, поскольку они образуют взаимозависимую систему. Именно об этом и шла речь на встрече. Участники семинара узнали об опыте применения методики SAT в национальных системах образования других стран мира, которые также описаны в книге Клаудио Наранхо «Изменим образование, чтобы изменить мир». Никола Фуско провел небольшой мастер-класс, в ходе которого участники выполняли упражнения, позволившие им отрефлексировать свое взаимодействие с людьми, прислушаться к своим глубинным мотивациям по работе с Другим. Пришедшие 8 ноября преподаватели и студенты, а также участники SAT 1 в 2017 году в России рассказали, что для них это был важный и неоднозначный опыт, заставивший задуматься о многих аспектах жизни и взаимодействия с другими людьми. Члены «Фонда Клаудио Наранхо», организовавшие и переводившие встречу, рассказали об опыте учителей Испании, Чили, Аргентины, Франции и Германии, которые смогли по-новому увидеть и свою профессию, и свою жизнь, получить новый заряд сил для будущих свершений.
Идея Клаудио Наранхо проста – чтобы образование готовило настоящих людей будущего, его нужно менять в сторону большей сбалансированности умений и навыков, среди которых интуиция, общение, умение понимать себя занимают такое же место, как и умения решать задачки или писать сочинения. Научить этому могут учителя, которые достигли мира с собой и могут рассказать, что значит– понимать себя и реализовывать свой потенциал.
Анна Феликсовна Школьник