Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Международный симпозиум «Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях»

Наука

23 – 24 мая 2016 года на факультете педагогики и психологии МПГУ состоялся международный симпозиум «Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях».

В связи с интенсификацией глобальных социальных изменений, особенно затрагивающих Европу, Африку и Ближний Восток (войны, глобальный терроризм, неуправляемые миграционные процессы, мировой экономический кризис, техногенные катастрофы и пр.), возникают серьезные проблемы в укладе жизни, социальном и психологическом благополучии многих людей, что ставит серьезные вызовы для современной цивилизации и требует неотлагательных решений, в том числе в рамках оказания продуктивной психологической и социальной помощи человеку в трудных жизненных ситуациях. В связи с этим международный симпозиум соответствует приоритетным направлениям исследований многих стран и несомненно актуален в международном научно-образовательном пространстве.

Цель симпозиума – обмен опытом между членами международного профессионального сообщества, заинтересованного в оказании помощи человеку в трудных жизненных ситуациях с учетом вызовов современности.

Задачи симпозиума – развитие и внедрение теоретических концепций и практических разработок по оказанию психологической и социальной помощи человеку в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф.

Оргкомитет симпозиума:

Председатель:Валерия Сергеевна Мухина, зав. кафедры психологии развития, академик РАО, д.психол.н., профессор

Заместитель председателя:Татьяна Николаевна Сахарова, декан факультета педагогики и психологии, к.психол.н., доцент

Члены оргкомитета:Виктор СтефановичБасюк, профессор кафедры психологии развития, к.психол.н., доцент; Елена Владимировна Беловол, профессор кафедры психологии развития, к.психол.н., доцент; Сергей Викторович Мелков, доцент кафедры психологии развития, к.психол.н.; Леонид Михайлович Проценко, доцент кафедры психологии развития, к.психол.н.

В международном симпозиуме приняло участие более 100 человек: ведущие ученые и специалисты в сфере оказания психологической и социальной помощи человеку в трудных жизненных ситуациях из разных регионов России и зарубежных стран, члены профессионального сообщества, работающие в сфере психологической и социальной помощи, аспиранты и студенты психологических, психолого-педагогических и педагогических специальностей из МПГУ и других вузов.

Ведущимисимпозиума были Валерия Сергеевна Мухина, академик РАО, д.психол.н., профессор, зав.кафедрой психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ и Сергей Викторович Мелков,к.психол.н., доцент и докторант кафедры психологии развития факультета педагогики и психологииМПГУ.

Международный симпозиум работал по трем направлениям:

  1. Психологическая и социальная помощь в экстремальных ситуациях;
  2. Психологическая помощь посредством методов клинической социологии;

III. Психологическая и социальная помощь на разных этапах онтогенеза.

После сбора и регистрации гостей симпозиум начал свою работу в 10.00 23 мая 2016 года с направления I. «Психологическая и социальная помощь в экстремальных ситуациях», в рамках которого было сделано три доклада:

1.«Экспресс- и долговременная психологическая и социальная помощь в экстремальных ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф, а также в условиях семейной и казенной депривации»Валерии Сергеевны Мухиной, академика РАО, д.психол.н., профессора, зав. кафедрой психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ.Вдокладебыл представлен обширный опыт работы психолога в рамках его научной школы «Феноменология развития и бытия личности» по оказанию экспресс-помощи жертвам катастроф: природных (землетрясение 1988 г. в Армении); техногенных (авария на Чернобыльской АЭС 1986 г.); социальных (теракты в Буденновске, 1995 г. и в Беслане, 2004 г.), а также опыт реализации долгосрочных программ работы с населением, в том числе спожизненно осужденными и делинкветными подростками.

  1. «Психология психологической помощи»МадрудинаШамсудиновича Магомед-Эминова, д.психол.н., профессора, зав. кафедрой экстремальной психологии и психологической помощи факультета психологии МГУ.Вдокладе автор представил его опыт создания служб по оказанию психологической помощи человеку в рамках культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева (программа психологической помощи при проблемах в общении 1979 г.; первая в СССР психологическая служба в семье, 1983 г.; психологическая служба ветеранов Афганистана, 1986 г.; лаборатория по исследованию человека в экстремальных ситуациях, 1990 г. и др.), выделив два ключевых принципа для психологической помощи человеку в трудных жизненных ситуациях: принцип познания и принцип заботы.
  2. 3. «Специфика и возможные пути решения проблем религиозного экстремизма в молодежной среде Северного Кавказа»Зои Магомедовны Гаджимурадовой (Россия, Дагестан, Махачкала), д.психолог.н., профессора кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета, старшего научного сотрудника Института национальных проблем в образовании ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет». В докладе рассматривалось психологическое содержание религиозной составляющей в самосознании молодежи традиционных этносов Северного Кавказа. Были показаны различия в содержании религиозного самосознания студентов светских и исламских учебных заведений Дагестана и Чечни. Выявлено отношение молодых людей к религии, к радикальному течению ислама – ваххабизму, а так же к террористическим организациям (ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра, Исмарат Кавказ и др.), действующим в Сирии, Ираке, Ливии. Показано, что в условиях современных социальных катаклизмов у некоторых молодых людей появляется искреннее желание обрести общность, которая давала бы четкую идентичность, понятные цели и защитила бы от остального мира. Важным моментом для правильного понимания современных особенностей религии в жизни дагестанского и чеченского общества является учет того, что в сознании верующих ныне превалируют идеи социального и политического характера.

На направленииII. «Психологическая помощь посредством методов клинической социологии» были представлены следующие доклады:

  1. «Клиническая социология и терапия индивида, группы и общества»Винсента де Гольжака (Франция, Париж), доктора социологии, профессора Университета Париж Дени Дидро, директора лаборатории социальных перемен Седьмого Парижского университета, члена и основателя Международного Института клинической социологии. В докладе была представлена история создания автором направления «Клиническая социология» и опыт социальной помощи человеку в ситуации классового невроза, политических конфликтов, профессионального выгорания, стигматизации и других проблем, с которыми сталкивается современный человек в системе общественных отношений. Клиническая социология: два связанных между собой слова, одно из которых обращает нас к исследованиям в науке человеке, чтобы поставить диагноз социальным явлениям, а другое – к методологическому подходу, позволяющему урегулирование конфликтов на индивидуальном и/или социальном уровнях. Одним из главных объектов клинической социологии является анализ конфликтов, с которыми сталкиваются индивиды в семьях, учреждениях, обществе. Подход заключается в понимании конфликтов через то, как они проживаются социальными факторами с точки зрения симптомов, а также причин, связанных с социальным и/или институциональным контекстом.Обсуждались междисциплинарные связи психологии и социологии и необходимость их развития для оказания продуктивной помощи человеку в трудных жизненных ситуациях.

2.«Проблемные поля клинической социологии»Игоря Константиновича Масалкова, к.философ.н, доцента кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ, члена Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов, представителя России в исследовательском комитете по клинической социологии в Международной социологической ассоциации. В Докладе обсуждалась позитивная программа социологии через проведение интервенций. Подчеркивалось, что по мере развития социологии начала ощущаться востребованность инициирования изменения, гдесубъект социального действия должен принимать во внимание роль индивидуальной и коллективной психики. Были выделены основные проблемные поля, с которыми может работать клиническая социология.

На направлении III. «Психологическая и социальная помощь на разных этапах онтогенеза» были представлены следующие доклады:

1.«Психологическое сопровождение и социальная помощь делинквентным подросткам»Валерии Сергеевны Мухиной, академика РАО, д.психол.н., профессора, зав. кафедрой психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ иВиктора Стефановича Басюка, к.психол.н., доцента, докторанта и профессора кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ, зам. президента РАО. В докладе обсуждались условия воспитания и психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и позже – в профессиональных училищах, лицеях и кадетских корпусах. Рассматривались: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт авторов в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения; результаты долговременного психологического сопровождения в условиях инновационных подходов. Были показаны результаты практической работы и психологического сопровождения подростков-делинквентов на протяжении пяти лет.

  1. «Психологическая помощь в условиях тюремной изоляции»Евгения ВикторовичаЕрмасова, к.истор.н., начальника отдела правовой экспертизы и нормативной работы правового управления ФСИН России, полковника внутренней службы. В докладе обсуждались понятие «психологическая помощь»; особенности оказания помощи лицам, заключенным под стражу, осужденным к лишению свободы. Было показано что, при оказании психологической помощи заключенным и осужденным необходимо: учитывать их индивидуальные особенности личности, в первую очередь, доминирующий психологический тип переживания стресса; учитывать условия содержания в изоляции. Обсуждалась классификация основных видов и форм оказания психологической помощи осужденным (заключенным).

3.«Психология феномена хулиганства как асоциальная форма самореализации: проблемы социализации»Павла Трофимовича Тюрина (Латвия, Рига), д.психолог.н., ассоциированного профессора Балтийской Международной академии. В докладе психология феномена хулиганства рассматривалась как противоправное явление, как противостояние человека любым ограничениям, в которых он видит ущемление своей свободы, как асоциальная форма стремления к самореализации.Хулигану нечего противопоставить созиданию – разве что содержательно пустое действие, ведущее к хаосу. В его действиях проявляются лишь первичные, «сырые» импульсы квазитворческой активности. У них лишь бессознательные душевные рефлексы, без попыток глубокого осмысления положения и задач человека в мире. Поэтому перед специалистами, работающими с данной категорией людей стоит важная задача их социализации для перенаправления внутренних импульсов активности от разрушения к созиданию.

  1. «Проблема психологической помощи гомосексуальным подросткам»Сергей Викторович Мелков, к.психол.н., докторанта и доцента кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В докладе анализировались особенности содержательного наполнения вошедших в науку структурных звеньев самосознания в ситуации переживания гомосексуальных влечений: 1 – имя как социальный знак и как кристалл личности, соединенный с телесностью человека в его целостном самовосприятии; 2 – притязания на признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности; 5 – социально-нормативные ориентации (структурные звенья самосознания выделены В.С. Мухина).Сформулированы рекомендации по работе психолога с гомосексуальными подростками по каждому из звеньев самосознания.Обсуждалось влияние стигматизации сексуальной идентичности на психическое здоровье гомосексуальных подростков и проблемы социальной, эмоциональной и когнитивной изоляции.
  2. «Психологическое и социальное значение научно-популярных фильмов о преступлениях и наказаниях»Леонида Михайловича Проценко, к.психол.н., доцента кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В докладе был представлен опыт психологической работы под руководством В.С. Мухиной с осужденными пожизненно. Были продемонстрированы фрагменты научно-популярных фильмов «Три дня и больше никогда»(Россия, режиссер Александр Гутман, 1998 г.), «17-е августа» (Россия, Финляндия, Польша,  режиссер Александр Гутман, 2009 г.), в которых представлены ситуации теремного заключения и психологические особенности переживания пожизненной изоляции от общества. Обсуждалось значение социальных условий и внутренней позиции личности преступников, отбывающих уголовное наказание, возможности психологической и социальной помощи данной категории людей.

В завершении первого дня симпозиума 23 мая 2016 года прошло обсуждение заслушанных докладов и научная дискуссия относительно затронутых на них проблем. Дискуссия завершилась в 18.00.

 

Во второй день 24 мая 2016 года симпозиум возобновил работу с 10.00 с мастер-класса «Семейный роман и семейная траектория» в рамках направления клинической социологии. Мастер-класс проводили Винсент де Гольжак и Игорь Константинович Масалков. Вначале были даны вводные методологические установки по принципам социальной помощи человеку в рамках клинической социологии, где обосновывалась идея о том, что человек является продуктов истории и одновременно субъектом в своем отношении к истории его жизни. Затем участники приступили к выполнению задания, в рамках которого нужно было изобразить графически представления их представления о том, что ждали от них родители, какой проект ребенка у родителей был. Затем ведущие мастер-класса организовали групповое обсуждение представленных участниками рисунков и провели социологический анализ визуальных образов и вербальных пояснений авторов. В конце мастер-класса Винсент де Гольжак и Игорь Константинович Масалков ответили на вопросы участников о специфике и возможности использования методов клинической социологии в оказании помощи человеку в трудных жизненных ситуациях.

После завершения мастер-класса в 15.00 возобновилась презентация докладов в рамках направления III. «Психологическая и социальная помощь на разных этапах онтогенеза».Были представлены следующие доклады:

  1. «Психологические и социальные проблемы трудного подростка в условиях опекунского попечительства»Филиппа Романовича Устюжанина, аспиранта кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В докладе рассматривался частный случай опеки над несовершеннолетним. Материалом послужили результаты наблюдения за поведением и личностными особенностями подростка, живущего в опекунской семье. Наблюдение велось в рамках лонгитюдного исследования и основано на дневниковых записях бесед за подопечной в период психологического сопровождения – полутора лет. Обсуждались: факторы, определяющие особенности развития и бытия личности; психологические и социальные проблемы трудного подростка, возникающие в ситуациях обыденной жизни, школы, взаимоотношений с опекуном, сверстниками, учителями.
  2. «Особенности рефлексий на себя девочек-подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества: возможности ресоциализации»Анны Алексеевны Лобачевой, аспиранта кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В докладе рассматривались результаты исследования особенностей рефлексий на себя делинквентных девочек-подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Обсуждались: рефлексии делинквентных девочек-подростков на себя, на собственные ценностные ориентации, на свой пол; особенности реакций на ситуацию фрустрации. Обсуждались возможность ресоциализацииделинквентных девочек-подростков, осужденных условно.
  3. «Особенности рефлексий на себя делинквентных подростков в условиях изоляции от общества: проблемы ресоциализации»Александра Юрьевича Мишанова, аспиранта кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В докладе обсуждались: особенности рефлексий на себя у делинквентных подростков в условиях изоляции от общества на территории воспитательной колонии для несовершеннолетних. Говорилось о том, что в результате проведенного автором исследования был выявлен низкий уровень рефлексии на себя. Обосновывалось, что проблемы ресоциализацииделинквентных подростков в условиях изоляции состоят в развитии у осужденных подростков рефлексии на себя и формировании внутренней позиции.
  4. «Психологическая помощь взрослым в лиминальных периодах»Елены Евгеньевны Сапоговой, д.психол.н., профессора кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В докладе обсуждалась психологическая природа переживания лиминальных периодов жизни, суть которых состоит в намеренном разотождествлении субъекта с самим собой с целью совершения перехода от «Я-наличного» к «Я-иному», обретения новых смыслов, построения новых проектов и стратегий жизнеосуществления. Были выявлены и объяснены внешние факторы и внутренние причины вхождения в лиминальные периоды жизни, их отличия от жизненных кризисов. Вхождение в лиминальность и ее последующее преодоление были представлены как акт индивидуальной свободы и жизнетворчества. Были определены психологическое содержание и фазы переживания лиминальности, способы и процессы, помогающие выстроить новую систему смыслов и ценностейиновый «проект Я». Особое внимание уделено способампреодоления лиминальности и направлениям психологической помощи в лиминальных периодах: работе с симптомами и эмоциональными переживаниями, когнитивными аспектами желаемых выборов,перспективами, желаниями и возможностями личности, ее новыми проектами «Я» и жизни.
  5. «Консультирование семьи в трудных жизненных обстоятельствах»Натальи Афанасьевны Цветковой, к.психол.н., доцента кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В докладе рассматривались: особенности современного развития приватной сферы жизни в семье, обусловленные как общецивилизационными тенденциями развития отдельного человека и социума в целом, так и радикальными социально-экономическими преобразованиями российского общества последних десятилетий; причины низкой востребованности психологической консультативной помощи в России. Были выделены типы трудных жизненных ситуаций, в которых обращение к психологу, занимающемуся вопросами семьи, наблюдается чаще всего: супружеская неверность; созависимость с партнером; социальная пассивность супруга; проблемы детско-родительских отношений и отношений с родительскими семьями супругов; переживание травм развода, потери одного из членов семьи, проблемы в семье с хронически больным или престарелым человеком.

Далее были зачитаны доклады участников, которые по уважительным причинам не моги участвовать очно, однако прислали свои статьи для публикации в журнале «Развитие личности» (входит в перечень ВАК) и обсуждения на симпозиуме:

  1. «Психологические последствия чернобыльской атомной катастрофы»Валентина Алексеевича Моляко (Украина, Киев), академика Национальной академии педагогических наук Украины, д.психол.н., профессора, зав. лабораторией психологии творчества Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины, в котором были проанализированы психологические последствия чернобыльской атомной катастрофы (ЧАК). Рассматривались: генезис общих представлений, понимания и интерпретации ЧАК у различных лиц (в основном жителей киевского региона) в условиях дефицита информации и ее искажения (слухи, дезинформация); особенности становления интегрального образа о последствиях катастрофы (сокращенно «Ч-образ»); формирование «постчернобыльского мышления» как нового типа современного экологического мышления. Делалась попытка выявления психологических типов реагирования на ЧАК.
  2. «Обеспечение психологической безопасности в экстремальных ситуациях»Ирины Александровны Баевой (Россия, Санкт-Петербург), члена-корреспондента РАО, д.психол.н., профессора кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, зав. научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании». В докладе были определены теоретические основы оказания помощи человеку в экстремальной ситуации. Обсуждался психологический анализ экстремальной ситуации, ее воздействия на психику и поведение человека. Безопасность рассматривалась как ключевое понятие в социальной и научной оценке обсуждаемой проблемы. Психология безопасности была рассмотрена как системная область психологического знания, в которую психология экстремальной ситуации может входить, как один из разделов. Были определены психологическая безопасность среды и личности, как психические состояния, управление которыми может выступать базовой основой психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
  3. «Клиническая социология и ее подходы к решению проблем организаций и общества»Жана-Филиппа Буйю (Франция, Париж), доктора социологии, профессора Высшей коммерческой школы Парижа, члена лаборатории социальных перемен Седьмого Парижского университета. В докладе обсуждались современные социальные тенденции в организации труда, те проблемы, с которыми сталкиваются люди в своей профессиональной деятельности в условиях глобализации производства и рынка труда. Обосновывается проблема разрыва между предписанной работой и реальной работой в силу безудержной ориентации на карьерный рост, которая проживается как противоречие, приводящее к депрессии и суициду, ставшими распространенными явлениями в западных странах.

Симпозиум завершился обсуждением заслушанных докладов и научной дискуссией затронутых на нем проблем.

Участники симпозиума – специалисты в области психологической и социальной помощи в трудных жизненных ситуациях, прослушав и обсудив доклады участников симпозиума, приняли решение рекомендовать к публикации материалы, представленные известными и молодыми учеными, ввиду их научной, психологической и социальной значимости.

Сами доклады были сданы в апреле – мае 2016 года для публикации в журнале «Развитие личности» № 2 (журнал входит в Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук).

Итоги симпозиума с уверенностью показывают его значимость, что обусловлено возникновением серьезных проблем в укладе жизни, социальном и психологическом благополучии многих людей в условиях современного мира. Симпозиум безусловно соответствует приоритетным направлениям исследований многих стран и несомненно интересен в международном научно-образовательном пространстве, поскольку позволил обменяться значимым опытом между ведущими специалистами по оказанию психологической и социальной помощи человеку в трудных жизненных ситуациях. Симпозиум способствовал развитию и внедрению теоретических концепций и практических разработок по оказанию психологической и социальной помощи человеку в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф.

Участники симпозиума выразили готовность к дальнейшему научному и практическому сотрудничеству в сфере психологической и социальной помощи человеку в трудных жизненных ситуациях, особенно отметив значимость междисциплинарных связей между психологией, социологией и другими заинтересованными областями знания в этом вопросе.

25 / 05 / 2016

Показать обсуждение