6 декабря 2023 года в Московском педагогическом государственном университете начал работу XV Международный научно-практический семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Семинар проходит в рамках Года педагога и наставника в РФ и приурочен к 70-летнему юбилею международного проекта – сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Участниками первого дня семинара стали представители академического сообщества и работники системы образования из 23 российских регионов и 13 стран.
В своем видео-приветствии к участникам семинара зам. министра просвещения РФ Д.Е. Грибов отметил актуальность его темы, которая отражает важность международного гуманитарного сотрудничества, в том числе для системы образования. «Министерство просвещения всецело поддерживает проведение таких дискуссионных мероприятий» – отмечено в выступлении.
В приветствии ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, зам. директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Татьяны Довгаленко было особо выделено, что вопросы, вынесенные на обсуждение, в том числе интеграция мигрантов и этическое осмысление новейших технологий, относятся к наиболее обсуждаемым на площадке ЮНЕСКО. Со своей стороны, старший советник Комиссии Ксения Гавердовская отметила, что в результате продвижения инициатив российской стороны, развитие сетевого сотрудничества кафедр в рамках международной программы университетского партнерства УНИТВИН получило новый импульс к развитию.
Особое значение темы поддержки позиций русского языка и образования на русском языке в мире отметил зам. руководителя Россотрудничества Павел Шевцов. Он призвал оказывать больше помощи азиатским и африканским странам, рассказал о мерах по интернационализации образования и усилиях российской стороны по поддержке государств в рамках сотрудничества Север-Юг. Внимание этим вопросам в рамках международного семинара в МПГУ стало, по мнению П. Шевцова, уже не тенденцией, а традицией.
В приветственном слове к собравшимся от Председателя Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ В.К. Егорова и Национального координатора сети ассоциированных школ РФ Н.М. Прусс отмечалось, что семинар давно уже стал сетевой площадкой повышения межкультурной компетентности педагогов и обучающихся, обмена опытом практической работы по продвижению целей устойчивого развития в школе и обществе. Исполнительный секретарь Координационного комитета Оксана Новикова и исполнительный директор проекта ассоциированных школ Наталья Ларионова принимают самое активное участие в привлечении участников из регионов РФ к проектам, которые кафедра ЮНЕСКО МПГУ проводит для обучающейся молодежи в сфере этнокультурного просвещения.
Приветствие в адрес семинара поступило из офиса УВКБ ООН в РФ, участником семинара стал и представитель Международной организации по миграции. С этими двумя организациями кафедра ЮНЕСКО МПГУ имеет большой опыт взаимодействия в сфере защиты прав человека, в том числе ищущих убежище и нуждающихся в социальной поддержке. Еще одна международная организация – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы – выступила соорганизатором ряда мероприятий семинара, посвященных вопросам поддержки русскоязычного образования за рубежом: в своем приветствии генеральный секретарь МАПРЯЛ, исполнительный директор РОПРЯЛ Наталья Брунова отметила обсуждения этой темы на зарекомендовавшей себя площадке научно-практического семинара.
Пленарное заседание «Образование и культура: универсальные ценности» обозначило основные направления дальнейших дискуссий. О необходимости признания ценности самого человека, уважения его основных прав, в том числе права на культурное отличие в разнообразном мире говорил в своем выступлении «Формирующийся новый порядок и гуманизация» генеральный директор, экс-директор и руководитель кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета, Индия, профессор Джагдиш Кхатри. Традиционное отношение и культурному многообразию в многонациональном российском обществе и меры по воспитанию ценностного отношения к нему в российской системе образования раскрыла зав. кафедрой политологии, истории, теории государства и права, директор Башкирского института социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», д. пол. н. Танзиля Нигматуллина.
Социальным и образовательным технологиям интеграции мигрантов и этнических меньшинств были посвящены еще два пленарных выступления: в контексте исторического опыта правового признания меньшинств в странах центральной и восточной Европы – в докладе ст. научного сотрудника Центра социальных наук Венгерской академии наук, профессора Ференца Боди, и о кросс-культурной образовательной политике в контексте современных миграционных изменений – в докладе руководителя Отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований Российской академии наук, д. соц. н. Виктории Леденевой.
Насыщенная программа семинара включает три секции, два круглых стола, две дискуссионные площадки, культурно-просветительский лекторий. К обсуждению предложены темы: «Образование и культура в многополярном мире», «Педагогические задачи и новейшие технологии: этическое осмысление», «Приобщение детей и молодежи к традиционным ценностям и межрелигиозный диалог в образовании». На полях семинара проходит Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция «Управленческие и педагогические технологии интеграции обучающихся с миграционной историей в образовательное пространство новой родины», а также молодежная секция – Форум «Москва многоликая и разноязычная». Большая часть программы второго дня семинара посвящена вопросам поддержки русского языка и образования на русском за рубежом и пройдет в партнерстве с МАПРЯЛ.
Обращаясь к участникам семинара и передавая слова приветствия от ректора МПГУ, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», д. ист. н., профессора Алексея Владимировича Лубкова, проректор МПГУ по дополнительному образованию Дарья Александровна Кудрявцева выразила надежду, что совместная работа этих дней поможет найти наиболее эффективные модели образования, которая бы одновременно отражали национальные интересы и были частью мирового образовательного пространства.
М.А. Кривенькая