22 октября 2025 года состоялся третий онлайн-семинар из серии «Диалоги о будущем» с участием кафедр ЮНЕСКО на тему «Искусственный интеллект и будущее образования». По рекомендации Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Координационного комитета профильных российских кафедр Кафедра ЮНЕСКО МПГУ, в числе прочих, является участником данных семинаров.
Основная цель семинара – поддержать коллективные размышления и привлечь больше участников к обсуждению ключевых вопросов, идей и итогов «Недели цифрового обучения ЮНЕСКО» («DLW 2025»), которая состоялась в Париже 2-5 сентября и была посвящена теме «Искусственный интеллект и будущее образования: сбои, сложности и направления деятельности».
Основными целями «DLW 2025» являлись: содействие критическому анализу и стратегическому мышлению об ИИ в образовании; поощрение диалога, действия и наращивания потенциала с участием многих заинтересованных сторон; поддержка совместного создания ресурсов и инструментов, в том числе внедрение в образование с учетом предусмотрительных подходов.
Основные итоги «Недели цифрового обучения ЮНЕСКО» сформулированы следующим образом:
– Привлечение философии как средства для действий. Дискуссии и аналитические материалы убедительно доказывают необходимость более осознанно подходить к основополагающим философским вопросам, которые влияют на глобальные и местные представления об ИИ в образовании и формируют их.
– Преодоление напряженности. ИИ в образовании остается крайне противоречивой и динамичной областью. Необходимо отказаться от единичных поляризованных и двухсторонних обсуждений. Дискуссии должны базироваться на фактических данных и переходить в практические действия.
– Незаменимая роль учителей. ИИ может выполнять функции учителя и улучшать методы преподавания при определенных условиях, но он не может заменить человеческие взаимоотношения и педагогическую оценку, которые определяют качество образования. В соответствии с разработанной ЮНЕСКО системой повышения квалификации преподавателей в области ИИ важным направлением стало укрепление индивидуальной и коллективной самостоятельности учителей, углубление отношений между учителем и учеником, а также обеспечение непрерывного профессионального обучения и поддержки.
– Управление, безопасность и этика. Выражено общее признание того, что для защиты учащихся и преподавателей в различных условиях необходимы надежные рамки этики и управления. Вопросы конфиденциальности данных, открытости действий и устранения предвзятости подчеркивают актуальность создания надежных и ориентированных на человека экосистем ИИ в образовании.
– Борьба с неравенством в области ИИ. В ходе бесед была выявлена растущая обеспокоенность по поводу углубления существующего неравенства и появления новых форм неравноправия, которые усугубляются неравенством в доступе к цифровой инфраструктуре, информационным данным и квалификациям.
– Актуальность для местных условий и формирование чувства собственного достоинства. Сквозной темой стала необходимость в контекстуально-ориентированных подходах к ИИ в образовании, которые основывались бы на ответственности при проектировании и создании моделей ИИ. Новые стратегии в области формирования чувства собственного достоинства обогатили эти обсуждения, опираясь на практику местных сообществ во всем мире.
– Глобальная солидарность и необходимость создания общего достояния для диалога и действий по ИИ в образовании. В ходе диалогов было подчеркнуто, что преодоление сложностей, вызванных влиянием ИИ в образовании, требует создания пространства для открытого, сложного диалога, действий и глобальной солидарности, где сообщества AIED могут собираться и совместно формировать идеи, политику и действия, направленные на инклюзивное и справедливое будущее.
В ходе проведения Недели цифрового обучения ЮНЕСКО было решено, что кафедры ЮНЕСКО и другие участники «Диалога о будущем» продолжат обсуждение вопросов ИИ и будущего образования. Были определены два направления обсуждений: (1) Общие размышления на тему «ИИ и будущее образования: сбои, сложности и направления развития»; (2) Будущие учебные программы, будущее цифровое гражданство и будущие открытые образовательные ресурсы. Особенно важно, что «Диалог о будущем» проводится в преддверии «Всемирного дня будущего», который состоится 2 декабря 2025 года, и будет проведен штаб-квартирой ЮНЕСКО на тему «Ожидание в эпоху нестабильности».
В концептуальной записке семинара отмечается, что участники семинара заинтересованы в коллективном обсуждении вопросов искусственного интеллекта и будущего образования, влияния ИИ на современные учебные программы, на умения преподавателей, студентов и школьников безопасно и ответственно пользоваться современными технологиями и открытыми образовательными ресурсами. Необходимо учитывать растущее присутствие ИИ в образовании, что вызывает широкий спектр мнений и создает как возможности для преобразований, так и сложные проблемы. Под влиянием искусственного интеллекта образование может регулировать и развивать активность человека в мире. Но в то же время, искусственный интеллект меняет педагогику, учебные планы и управление образованием. ИИ в образовании вызывает ключевые вопросы об этике, равенстве и роли учителей, чья профессиональная независимость находится в стадии преобразования. Идут обсуждения о разрушительном потенциале ИИ, которые варьируются от неосуществимых обещаний до сценариев конца света. При этом, отмечается, что деятельность и решения, применяемые руководящими органами образования должны быть скорректированы с учетом ИИ, с обеспечением того, чтобы этот новый вид технологий способствовал равенству в обучении, воплощал этику проектирования и ставил во главу угла деятельность человека. По мере того, как системы ИИ становятся все более сложными, автономными и доступными, формирование направлений их развития становится не просто необходимостью, но и общей ответственностью общества. Это требует от руководителей образования, студентов и преподавателей, владеющих ИИ, умения не только ответственно относиться к ИИ, но и активно участвовать в разработке норм, политики и программ исследований, которые будут определять его этическое моделирование и использование как в сфере образования, так и за его пределами.
Открывая работу семинара, координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кейт Холмс отметил актуальность обсуждения вопросов, относящихся к искусственному интеллекту и будущему образования, необходимость уделять особое внимание учебным программам, умению безопасно и ответственно пользоваться современными технологиями и открытыми образовательными ресурсами. Затем предоставил слово руководителю отдела технологий и искусственного интеллекта в образовании, штаб-квартира ЮНЕСКО г-же Шафика Айзекс, которая кратко представила содержание мероприятия, посвящённого изучению цифрового обучения и эволюции образования: «Обзор Недели цифрового обучения 2025». Говоря о своей деятельности, обратила внимание на следующие вопросы: необходимость совершенствования открытых дебатов и бесед; поддержка мирового образовательного сообщества, занимающегося ИИ; развитие социальных средств информации; совершенствование деятельности, цель которой – больше диалога, меньше принуждения; поддержка глобального сообщества в сотрудничестве с ЮНЕСКО.
Модератор первого Раздела семинара: «Искусственный интеллект и будущее образования: сбои, сложности и направления развития» – координатор исследований «Будущее образования» при ЮНЕСКО г-жа Елена Тукан, отметила, что кафедры ЮНЕСКО активно занимаются вопросами положительного внедрения ИИ в образование и необходимостью защиты в этой связи прав человека. Затем зав. кафедрой ЮНЕСКО по этике искусственного интеллекта и образования, Университетский колледж Лондона, Великобритания, профессор Уэйн Холмс в своем выступлении остановился на проблемах, связанных с использованием ИИ в образовании. Он отметил недостаточность информации о присутствии ИИ в образовании, в то время как ИИ меняет педагогику, учебные планы, управление образованием и оказывает влияние на соблюдение прав человека.
Зав. кафедрой ЮНЕСКО по правам человека в высшем образовании, профессор университета Утрехта, Нидерланды, г-жа Фелиза Тиббиттс рассказала о том, как ИИ оказывает влияние на политику в сфере образования, реформу учебных планов, трансформацию высшего образования. Она отметила важность общественного движения и образования, возникшую в связи с этим необходимость соблюдения прав человека, демократического гражданского воспитания и образования в интересах устойчивого развития.
Следующий выступающий – зав. кафедрой ЮНЕСКО по истории женщин в философии, естественных науках и культуре, профессор философии образования Федерального университета Рио-де-Жанейро, Бразилия, г-жа Настасья Пульезе кратко рассказала о феминистской педагогике, которая используется на курсах по различным направлениям университетской программы – от математики и логики до философии и социальных наук. Она отметила необходимость использования новых технологий, возникающих в связи с появлением ИИ, и важность вопросов, связанных с образованием женщин и их интеллектуальным вкладом в систему образования.
Затем состоялась дискуссия, в которой приняли участие докладчики первого раздела семинара Уэйн Холмс, Фелиза Тиббиттс и Настасья Пульезе. Они затронули широкий круг вопросов, относящихся к искусственному интеллекту: повышение грамотности в отношении ИИ; защита от отрицательных особенностей искусственного интеллекта, а не его запрет; защита прав человека, в том числе прав детей; знание учителями методов и правил использования ИИ; роль кафедр ЮНЕСКО в вопросах использования ИИ в образовании; знакомство с особенностями ИИ не только студентов, но и всех членов семей.
Во второй части семинара зав. кафедрой ЮНЕСКО по социальным практикам межкультурной коммуникации и социальной сплоченности Национального университета Малайзии г-жа Нурул Хасниати Бадрул Хишам в своем выступлении остановилась на том, как ИИ используется в системах образования стран Юго-Восточной Азии, о его применении в учебных программах, о необходимости обучения студентов пользованию нейросетями, компьютерными навыками.
После нее с кратким сообщением выступила зав. кафедрой ЮНЕСКО по педагогическому образованию и учебной программе и старший преподаватель Открытого университета Танзании г-жа Джанет Кигобе, которая отметила, что в странах Африки отсутствуют достаточные технические условия для использования ИИ в образовании. Также она подчеркнула, что в числе основных целей кафедр ЮНЕСКО данного региона является профессиональное содействие открытости образования во всех учебных заведениях. Зав. кафедрой ЮНЕСКО по открытому образованию и технологиям для общего блага и адъюнкт-профессор Школы образования Университета Бразилиа, Бразилия, г-н Тель Амиэль представил информацию об основных технологиях ИИ в открытом образовании, о том, как рекомендуется институтам и школам использовать ИИ в образовании.
С заключительным словом среди докладчиков выступила руководитель отдела технологий и искусственного интеллекта в образовании ЮНЕСКО г-жа Шафика Айзекс, которая отметила, что ЮНЕСКО уделяет значительное внимание решению проблем, связанных с Искусственным интеллектом и будущим образования, решению вопросов социальной справедливости. Быстрых решений существующих проблем нет. Важная роль в решении этих проблем принадлежит университетам, школам, преподавателям. В августе 2025 года ЮНЕСКО провела в Сантьяго, Чили, Всемирный саммит учителей, основной целью которого было определение путей и методов совершенствования подготовки учителей по вопросам современных цифровых технологий, используемых в ИИ.
Завершая работу семинара, координатор исследований сектора Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Отдела ЮНЕСКО по вопросам будущего обучения и инноваций Кейт Холмс выразил благодарность всем участникам семинара и пригласил принять участие в следующих онлайн-семинарах из серии «Диалоги о будущем».
В.Ф. Захаров, М.А. Кривенькая













