С 15 по 17 января 2025 года в библиотеке Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) прошел Международный методологический марафон, посвященный научной школе Н.Н. Ростовцева. Тематика мероприятия: «Н.Н. Ростовцев и его ученики», акцентирует внимание на значимости наследия этого выдающегося педагога и его влиянии на развитие художественного образования.
Организация и программа марафона:
Марафон был организован кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. В рамках мероприятия состоялись доклады аспирантов, распределенные по дням:
15 января: доклады аспирантов первого курса.
16 января: доклады аспирантов второго курса.
17 января: доклады аспирантов третьего курса.
Организаторы проведения мероприятия:
С.П. Ломов – научный руководитель Художественно-графического факультета, академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор.
К.М. Зубрилин – декан Художественно-графического факультета Института изящных искусств, кандидат педагогических наук, доцент.
И.Ю. Руднев – заместитель декана ХГФ ИИИ по научной работе, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, кандидат педагогических наук, доцент РАО.
Традиции, заложенные Николаем Николаевичем Ростовцевым, продолжают активно развиваться как на кафедре методики, носящей его имя, так и на художественно-графическом факультете. Поддержанию преемственности между поколениями ученых, способствующим передаче знаний и опыта способствует научная школа факультета «Традиции и инновации в художественном образовании», возглавляемая академиком РАО и РАХ, профессором С.П. Ломовым, которая активно реализует идеи Ростовцева Н.Н. и служит ключевым центром для исследования и практического применения знаний в области педагогики искусства.
В своей приветственной речи к участникам марафона С.П. Ломов, научный руководитель ХГФ, подчеркнул, что наследие Н.Н. Ростовцева не только сохраняется, но и активно развивается, способствуя формированию нового поколения художников и педагогов, готовых к вызовам современности. Он отметил важность интеграции традиционных методов с современными подходами в преподавании изобразительного искусства.
Декан художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, К.М. Зубрилин приветствовал участников и, обратившись к аспирантам, отметил, что молодые ученые должны постоянно стремиться к углублению своих знаний и навыков в области изобразительного искусства и педагогики. Это включает в себя не только изучение теории, но и практическое применение знаний в реальных условиях. Работа должна быть не только научной, но и творческой. Искусство требует креативности, поэтому надо стараться находить новые подходы и методы в своей деятельности. Это не только обогатит опыт, но и поможет внести свежие идеи в область изобразительного искусства и художественного образования.
Заместитель декана ХГФ ИИИ по научной работе Руднев И.Ю., обращаясь к аспирантам, подчеркнул, что научная деятельность играет ключевую роль в образовательном процессе аспирантуры. Он отметил, что активное участие аспирантов в научных конференциях, публикация статей и обмен результатами своих исследований на различных площадках не только способствует развитию профессиональных навыков, но помогает получить ценные консультации и советы от экспертов, способствует формированию научного студенческого сообщества и укреплению позиций научной школы факультета. Публикация статей в рецензируемых журналах помогает закрепить результаты работы и повысить значимость исследований в научном сообществе. Участие в конференциях позволяет освоить научный язык и методы публичного общения, что важно для взаимодействия с другими исследователями и представления своих идей на защите. А получение конструктивной критики от опытных экспертов помогает улучшить качество работ и внести необходимые коррективы в материалы исследований.
Участниками были представлены следующие доклады:
Доклады аспирантов 1 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств:
- Зайцева Полина Александровна, тема доклада: «Методика обучения студентов росписи по ткани в условиях цифровых технологий».
- Рудова Марина Анатольевна, «Формирование профессиональных компетенций дизайнеров в условиях цифровой образовательной среды с применением систем искусственного интеллекта»
- Кожухов Сергей Андреевич, тема доклада «Фреска, таписсерия и мозаика в архитектуре интерьеров общественных пространств: способы и формы взаимодействия».
- Кецман Анна Александровна, тема доклада: «Способы и формы взаимодействия музыки, архитектуры и изобразительного искусства в театральной среде».
- Стуникова Ольга Сергеевна, тема доклада: «Религиозные образы в современном искусстве».
- Удалова Алёна Игоревна, тема доклада: «Формирование творческого мышления будущих учителей изо средствами традиционной глиняной игрушки в условии применения 3D-технологий».
- Го Шухан, тема доклада: «Интеграция Российского и Китайского художественного образования как фактор активизации творческой деятельности студентов»
- Ху Шаохао, тема доклада: «Традиции и инновации в художественном образовании в бакалавриате на примере китайской пейзажной живописи и русской пейзажной живописи».
- Ли Цяо, тема доклада: «Специфика формирования композиционных навыков на уроках изобразительного искусства в старших классах средней школы Китая при создании гравюры».
Доклады аспирантов 2 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств:
- Ониськов Глеб Владимирович, тема доклада: «Композиционно-технологический и формально-ассоциативный потенциал советской книжной иллюстрации в 1920-1930е годы»
- Ло Хао, тема доклада: «Преподавание изобразительного искусства средствами цифровой инсталляции»
- Чэнь Юйцэнь, тема доклада: «Интеграция российской методики обучения в учреждениях высшего образования Китая»
- Цзинь Юйхань, тема доклада: «Активизация творческой деятельности детей в художественных классах начальной общеобразовательной школы Китая на занятиях по живописи»
- Чжу Ди, тема доклада: «Художественное проектирование и дизайн на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
- Чжан Даньдань, тема доклада: «Формирование художественного вкуса на уроках изобразительного искусства в начальной школе Китая»
- Сунь Маньпин, тема доклада: «Использование технологии виртуальной реальности в художественном образовании»
- Ван Цзяхуэй, тема доклада: «Народное декоративно-прикладное искусство в художественном образовании Китая»
Доклады аспирантов 3 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств:
- Черапкина Тамара Андреевна, тема доклада: «Развитие цветовосприятия у студентов начальных курсов в условиях цифровизации образования»
- Кайгородцев Иван Максимович, тема доклада: «Наброски, зарисовки, этюды фигуры человека в художественно-педагогической подготовке учителя изобразительного искусства».
- Подисова Анна Юрьевна, тема доклада: «Креативность в информационной среде студентов-бакалавров».
- Би Синьгэ, тема доклада: “Сравнительное исследование трансграничного этнического декоративно-прикладного искусства Китая и Росси на примере Северо-Восточной Азии”.
- Ван Сюежуй, тема доклада: “Особенности стиля барокко в европейской и русской архитектуре”.
- Юй Жуй, тема доклада: “Теория и практика обучения живописи художников-педагогов в китайских колледжах”.
- Ван Бо, тема доклада: “Методика обучения студентов декоративной живописи в специализированных вузах Китая”.
В общей сложности было сделано более 60 докладов аспирантов.
Экспертами марафона выступили ведущие ученые ХГФ ИИИ:
Медведев Л.Г., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи.
Карев Б.А., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.
Игнатьев С.Е., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.
Аманжолов С.А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.
Козлов В.И., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.
Уваров В.Д., доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории и истории искусств.
Марафон стал значимой площадкой не только для обсуждения современных тенденций в художественном образовании, отражающих изменения в подходах к обучению и воспитанию будущих художников и педагогов, но и для обмена опытом между аспирантами и преподавателями. Участники представили свои доклады, что предоставило возможность для глубокого анализа и обсуждения актуальных вопросов в области искусства и педагогики. Обсуждение различных точек зрения и консультации экспертов обогатили общую картину, позволив выявить ключевые проблемы, требующие особого внимания в сфере художественного образования.
Современное художественное образование активно адаптируется к новым вызовам времени через внедрение различных мероприятий и инициатив. Ключевым аспектом этой адаптации является интеграция технологий в образовательный процесс, что позволяет не только улучшить качество обучения, но и сохранить традиции, заложенные выдающимися учеными, такими как Н.Н. Ростовцев и другие ведущие специалисты ХГФ.