Международный научный проект «ИКТ в образовании людей с особыми потребностями», направленный на изучение понимания современных решений в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых инклюзивными, специальными школами и ресурсными центрами для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во время пандемии COVID-19 в четырех целевых странах (Российской Федерации, Республике Беларусь, Казахстане, Кыргызстане), выявляющий препятствия на пути их реализации в разных странах, распространяющий передовой опыт в обучении детей с ОВЗ, реализован в 2021 году Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства Московского педагогического государственного университета (УНЦ МИСиИО Института детства МПГУ) по заданию Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).
Профессиональный разговор на тему разработки и внедрения инклюзивных решений в области ИКТ для обучения лиц с ОВЗ в инклюзивных, специальных школах и ресурсных центрах в системе образования четырех целевых стран состоялся благодаря проведению серии вебинаров, организованных в ноябре-декабре 2021 года УНЦ МИСиИО Института детства МПГУ в тесном сотрудничестве с ИИТО ЮНЕСКО.
На площадках вебинаров обсуждались вопросы ИКТ-компетентности педагога инклюзивного образования, интеграции ИКТ в учебную деятельность школьников и студентов с ОВЗ, проектирования инклюзивной образовательной среды с использованием современных средств ИКТ и особенности деятельности во время пандемии COVID-19, эффективные практики дистанционного обучения лиц с ОВЗ в условиях COVID-19 в Российской Федерации, Республике Беларусь, Казахстане и Кыргызстане.
В вебинарах приняло участие около 4 000 слушателей – представителей органов исполнительной власти, педагогических университетов, институтов повышения квалификации, специализированных научных организаций, ресурсных центров и методических объединений, учреждений образования, абилитации и реабилитации для детей с ОВЗ, профессиональных педагогических ассоциаций из всех целевых стран.
По результатам Проекта подготовлен аналитический обзор, отражающий результаты анализа данных опроса стран-участниц. Разработанные рекомендации направлены на достижение одного из ключевых приоритетов ЮНЕСКО – создание условий, при которых люди с ОВЗ смогут получать качественное и конкурентоспособное образование и плодотворно участвовать в экономической, культурной и социальной жизни своих стран.