28 ноября состоялся Круглый стол «Патриотическое воспитание молодежи. Управление кадетским движением в современной школе: теория и практика». Мероприятие прошло в рамках III Международного Педагогического марафона «Российская научная школа управления образовательными системами: достижения и перспективы развития», посвященного 100-летию со дня рождения Т.И. Шамовой.
Модераторами круглого стола выступили:
• Савенкова Елена Викторовна, доцент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, кандидат педагогических наук, доцент.
• Степанова Анна Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Средняя школа №4» г. Малая Вишера Новгородской области, магистрант 2 курса ИСГО МПГУ, программа «Менеджмент цифрового образования».
• Кудинов Никита Сергеевич, заместитель директора центра военно-патриотического воспитания «Вершина».
В ходе работы круглого стола были представлены успешные воспитательные и управленческие практики из разных регионов нашей страны. Искренне благодарим специалистов из Республики Коми, Новгородской области, Московской области, Москвы за активное участие в работе круглого стола. Все спикеры демонстрировали высочайший уровень педагогического мастерства, опыт реализации авторских программ патриотической направленности, а также рассказывали об эффективных методах работы с детьми, в том числе и с обучающимися кадетских классов и корпусов.
Темы представленных исследований уникальны и актуальны для педагогики сегодняшнего дня и тех условий, в которых мы живем, работаем и реализуем свои инициативы.
Степанова Анна Александровна рассказала об управлении кадетским движением в общеобразовательной организации. Кадетское движение имеет глубокие исторические корни и богатые традиции, являясь неотъемлемой частью отечественной системы образования и воспитания молодежи. В настоящее время кадетское образование рассматривается как эффективный инструмент формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств, дисциплинированности и ответственности. Эффективное управление кадетским движением является важным фактором развития системы кадетского образования в России. Скоординированные усилия органов власти всех уровней, образовательных организаций, общественных институтов и граждан позволят решить существующие проблемы и обеспечить качественную подготовку кадет, воспитание у них высоких гражданских и патриотических качеств.
Доклад «Формирование патриотического, гражданского самосознания школьников через реализацию мероприятий Программы воспитания» Куприяновой Юлии Павловны, заместителя директора по воспитательной работе ГАОУ МО «Химкинский лицей» и Шульженко Наталии Юрьевны, заместителя директора по воспитательной работе ГАОУ МО «Химкинский лицей» продемонстрировал коллегам опыт успешной, многолетней, системной работы по патриотическому воспитанию.
Ерофеев Марк Евгеньевич, учитель МАОУ «Технологический лицей»,
г. Сыктывкар, Республика Коми представил доклад по теме «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов через призму математики. Интеграция математической культуры в воспитательный процесс». Отметим, что уникальность и глубина методики преподавания математики осознана Марком Евгеньевичем в полном объеме, на практике применяются передовые методы и современное оборудование.
Симонян Ольга Александровна, руководитель военно-патриотического клуба «Солдат», МАОУ «Средняя школа № 4» г. Малая Вишера представила исследовательскую работу по теме «Практико-ориентированный подход к воспитательной работе в образовательной организации».
Максимова Ульяна Романовна, студентка 1 курса магистратуры ИСГО МПГУ. Представила доклад по теме «Кадетский класс в московской школе: эффективные воспитательные практики». В кадетских классах московских школ обучение осуществляется на основе интеграции общеобразовательных дисциплин и дополнительных общеобразовательных программ.
Ляшова Софья Викторовна, студентка 2 курса магистратуры ИСГО МПГУ представила доклад по теме «Эффективность игровых методик в воспитательной работе образовательной организации».
«Игровые методики являются эффективным инструментом в воспитательной работе образовательных учреждений. Они помогают развивать у детей важные социальные, когнитивные и личностные навыки, повышают мотивацию к обучению и улучшают общее психоэмоциональное состояние. Использование игр должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, чтобы обеспечить всестороннее развитие каждого ученика», – прокомментировала Софья Викторовна.
Мамедова Арзу Эльман кызы, учитель МАОУ Домодедовская СОШ №4 с УИОП представила доклад «Анализ научно-практического опыта в установлении коммуникации между образовательной организацией и общественностью».
Завершая работу круглого стола, к спикерам и слушателям обратился Кудинов Никита Сергеевич, заместитель директора центра военно-патриотического воспитания «Вершина»:
«Повестка сегодняшней встречи, которую мы собрались обсудить, очень важна. Это военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Конечно, данное направление всегда было важным, но учитывая события, которые происходят в мире, актуальность кратно возрастает. И от того, что мы, взрослые, вкладываем в понятие военно-патриотического воспитания и как осуществляем подход к реализации, зависит будущее нашей страны. Наши дети, наша молодежь — это наше будущее.
Военно-патриотическое воспитание — это не только конкурс строя и песни, и подготовка к службе в вооруженных силах Российской Федерации, это еще и просветительская составляющая: воспитание ценностей и ответственной, активной гражданской позиции, изучение истории, основ тактической медицины и других навыков, которые могут пригодиться.
На данный момент очень актуальным является привлечение участников СВО к реализации военно-патриотического воспитания. Люди, которые не словом, а делом показали свою преданность Родине и готовность встать на защиту своей страны. Именно они могут рассказать, что такое настоящая дружба и товарищество. Рассказать про свой путь и почему он собрал рюкзак и отправился на фронт, а не чемодан для пересечения границы. Сегодня существует достаточное количество проектов, которые обеспечивают кадровым ресурсом образовательные организации: центр «Вершина», Ассоциация СВО, фонд «Защитники отечества» и другие.
Завершим словами директора школы Скобнинского района:
«Каждая девочка должна знать, что она будущая мама и каждый мальчик, что он отец и защитник».
Благодарим всех докладчиков, модераторов и слушателей за продуктивную работу.
Степанова А.А., магистрант КУОС им. Т.И. Шамовой
Савенкова Е.В., доцент КУОС им. Т.И. Шамовой