Непрерывное образование педагогов как один из актуальных трендов современного образования стало предметом обсуждения на заседании круглого стола 26 ноября 2024 года, в работе которого приняли активное участие представители различных сфер образования: преподаватели-предметники, руководящие работники образовательных организаций, представители педагогических сообществ муниципального уровня, аспиранты кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, студенты Московских ВУЗов. Модератором выступила выпускница магистратуры и аспирантуры кафедры УОС им. Т.И. Шамовой, учитель иностранных языков, Гейнце Лариса Александровна.
Хлебцова Марина Валерьевна, заместитель директора ГБОУ «Школа 2126», открыла работу секции с докладом «Особенности развития педагогических сообществ», представив результаты практического исследования, проводимого в своей образовательной организации, целью которого стало выявление эффективности и результативности функционирования педагогических сообществ, в частности, социальные сети. В следующем докладе “Роль профессиональных педагогических сообществ в совершенствовании форм непрерывного образования педагогов”, Плотникова Татьяна Валерьевна, заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования, рассказала о возможностях, предоставляемых педагогам, особенно молодым специалистам в области образования и педагогики, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием: изучение передового опыта коллег, участие в практических обучающих мероприятиях и профессиональных конкурсах и т.д.
В своем докладе «Коммуникационные стратегии как инструмент профессионального развития педагогов», аспирант МПГУ Селиверстов Матвей Максимович представил результаты исследования, реализуемого в рамках своего диссертационного исследования. Содержательные и организационные вопросы по реализации системы внутрифирменного постдипломного образования на рабочем месте были затронуты в выступлениях педагогов общеобразовательного частного учреждения «Газпром школа» Верещагиной Полины Анатольевны и Сапожниковой Елены Александровны. Темы докладов – «Обучение на рабочем месте длиной в учебный год» и «Современные методы реализации личностного аспекта непрерывного профессионального образования педагога» соответственно. Маленкина Дарина Борисовна, и.о. заместителя директора ГБОУ «Школа № 1476» в своем докладе «Создание индивидуальных траекторий развития педагогов» представила результаты разработки и реализации технологии по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов своей школы. Учитель математики ОЧУ «Газпром школа» Егорова Ольга Борисовна в докладе «Непрерывное образование учителя математики: из опыта работы» и учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №1568» Алексеева Ирина Ивановна (тема выступления «Проблемы изучения русского языка как иностранного и пути их решения») собственным примером доказали важность и актуальность профессионального и личностного развития современного педагога на постоянной основе и сделали ряд рекомендаций коллегам, которые только начинают свой профессиональный путь.
Участники круглого стола с большим интересом заслушали сообщения студентов различных высших учебных заведений г. Москвы, которые проанализировали образовательную среду своих учебных заведений с позиции непрерывности и вариативности предоставляемого образования в ВУЗе. Студентка 2 курса научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики” Молянова Алина Викторовна в своем выступлении “Образовательная среда ВУЗа как пространство выбора для постоянного развития студента” и студента 4 курса Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Романова Анна Николаевна в докладе «Управление процессом непрерывного развития: студенческий взгляд» рассказали о возможностях, предоставляемых студентам в своих образовательных учреждениях, обучающихся по гуманитарным направлениям, расширить спектр обязательных программ и наполнить свое обучение дополнительными курсами по другим направлениям: цифровым, экономическим, педагогическим и т.д. В своем выступлении «Профессиональная профориентация школьника как ресурс развития студента» студентка 2 курса Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Булатова Александра Васильевна рассказала о важности создания и сохранения преемственности профориентационной деятельности, реализуемой в системе школа-ВУЗ. Линтварева Варвара Ильинична и Климкина Лидия Владимировна, студенты 4 курса МПГУ, в сообщении «Роль ресурсов ВУЗа в процессе подготовки и реализации вожатской практики» представили глубокий анализ развития собственных надпрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках прохождения вожатской практики.
По результатам работы круглого стола участники и докладчики принимали активное участие в обсуждении предлагаемых докладов, задавали уточняющие вопросы, делились мнениями и впечатлениями о тематической встрече:
«Спасибо большое за возможность принять участие в работе Марафона, посвященному Татьяне Ивановне. Спасибо большое за доброжелательность, которая царила на круглом столе и внимание к каждому ее участнику. Выступления очень разные, но каждое из них затрагивает актуальные вопросы системы. Очень жду выход сборника, есть желание детально проработать выступления коллег» (Т.В. Плотникова)
«Благодарю за интересные выступления, актуальные темы. Очень ценны доклады, презентации как профессионалов, так и молодых ученых».
«Очень интересный, а главное – полезный опыт участия в данном мероприятии, возможность научиться чему-то новому, услышать и обменяться мнениями с профессионалами своего дела! Спасибо огромное!»
«Спасибо за прекрасную возможность услышать подробные доклады и рассмотреть с разных сторон на такую актуальную тему, как непрерывное саморазвитие педагога».
Выпускница магистратуры и аспирантуры
кафедры УОС им. Т.И. Шамовой,
учитель иностранных языков г. Москва,
Гейнце Лариса Александровна.