В День учителя, 3 октября 2024 года делегация МПГУ, принимавшая участие в Международном форуме ЮНЕСКО «Трансформация знаний для будущего Африки» (30 сентября – 2 октября 2024 г., Эфиопия), посетила государственную школу Аддис-Абебы Meskerem Secondary School, где учатся дети с 9 по 12 классы. На встрече с директором школы Сисаем Алему преподаватели из Москвы узнали о системе школьного образования в Эфиопии, которая имеет много общего с российской. Обязательные государственные экзамены сдают по окончании 10 и 12 классов – отдельно по каждому предмету. К сожалению, количество успешно сдавших экзамены, а только такие допускаются к поступлению на следующую ступень образования, далеко отстает от количества завершивших процесс обучения в школе. Почти все идут после окончания десяти классов работать, в сельской местности многие не заканчивают и среднюю школу. Эфиопские школьники носят форму, получают бесплатные учебники, имеют необходимые канцелярские принадлежности. Однако школы испытывают острую нехватку в оборудовании, инвентаре, расходных материалах. Особенно последствия недофинансирования испытывают сельские школы. Нет в деревнях и детских садов, хотя в городах система дошкольного образования довольна развита.
После встречи с директором гостей познакомили с учебным процессом. На уроке физики директор Института физики, технологии информационных систем МПГУ С. В. Лозовенко показал десятиклассникам простейшие физические фокусы, продемонстрировал принципы аэродинамики. На уроке английского языка доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ М.А. Кривенькая рассказала девятиклассникам о языках и алфавитах (кстати, официальный и родной для большинства жителей Эфиопии амхарский язык имеет свой уникальный алфавит). Декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Е.А. Омельченко знакомила всех школьников с Россией – вкратце рассказывала о том, какая разная и интересная наша страна. В свою очередь, учителя школы показали классы, стадион, лаборатории. Педагогический коллектив очень старается, чтобы издержки и даже, честно сказать, отсутствие инфраструктуры не тормозили учебный процесс: в соседних школах, например, распространена практика совместного использования приборов. На память школьники получили ручки, карандаши и наклейки с логотипом МПГУ, а также шоколадные конфеты с Аленками, мишками и красными шапочками.
В этот же день преподаватели МПГУ посетили Колледж наук об образовании и воспитании (педагогический факультет) Университета Аддис-Абебы, где встретились с деканом Йекойеалемом Деси. Гости узнали о системе подготовки и повышении квалификации учителей в Эфиопии. В педагогической профессии пока значительно преобладают мужчины, обучение на педагогических направлениях подготовки проходит в течение 4-х лет со специализацией со второго курса по двум направлениям: науки и математика, либо социальные дисциплины и языки. Стажировки (практическую подготовку) учителя обязательно проходят в школах, есть Центр учительского мастерства, на базе которого Министерством образования Эфиопии создан Национальный центр компетенций. Во время беседы Делегация МПГУ представила основную структуру системы образования и подготовки учителей в России. Эфиопские коллеги обозначили основные проблемы, которые в недавнем прошлом были характерны и для нашей страны: низкий престиж профессии, текучка кадров, низкие зарплаты в секторе, слабо развитая инфраструктура школ. Результатом встречи стала предварительная договоренность о проведении дистанционных просветительских занятий по истории и культуре России для студентов, при желании эфиопской стороны – тренингов для преподавателей, о приглашении коллег из Эфиопии к участию в совместных исследованиях, публикациях, научных и методических мероприятиях. Особый интерес коллеги проявили к сравнительным исследованиям в области образования, в том числе при грантовой поддержке в рамках международных и региональных программ Север-Юг.
Делегация МПГУ благодарит руководство и педагогический коллектив средней школы Meskerim и Педагогического колледжа Университета Аддис-Абебы за гостеприимство и продуктивные встречи. Особая наша благодарность и признательность – преподавателю Университета Аддис-Абебы, представителю международного сообщества Бахаи Соломону Белай Фарису за поддержку инициативы Кафедры ЮНЕСКО МПГУ и организацию визитов в образовательные организации Аддис-Абебы.
М. Кривенькая, Е. Омельченко