Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

О секциях Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие»

Новости МПГУ

18 ноября 2023 г. в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие», подготовленной кафедрой психологической антропологии Института детства, была организована работа ряда дискуссионных площадок, секций и мастерских.

На дискуссионной площадке «Развивающийся ребенок в развивающейся системе образования» (модераторы – доценты кафедры психологической антропологии Института детства, кандидаты психологических наук Е.В. Трифонова и Н.М. Родина) преподаватели вузов, педагоги-практики и студенты активно и заинтересованно обсуждали современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

В своем вступительном сообщении «Дошкольное образование: развивающее и развивающееся» Е.В. Трифонова обозначила противоречивую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в дошкольном образовании, когда часть садов до сих пор работает по сложившимся в прошлом веке традициям, ориентируясь на послушание и исполнительность ребенка, а часть реализует требования стандарта дошкольного образования, направленные на поддержку детской активности, инициативы, становление регуляторных функций, способность к пробному действию. Именно от позиции, которую занимает педагог, будет зависеть тип образовательного взаимодействия с детьми и результаты его образовательной работы.

Старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ И.Н. Воробьева представила доклад на тему «Рисование как средство развития универсальных способностей в раннем возрасте», в котором она рассмотрела проблемы развития детского рисования, этапы его становления, а  также представила практический опыт реализации инновационной методики рисования с детьми раннего возраста.

С участниками дискуссионной площадки поделились своим практическим опытом методисты и воспитатели детских садов московской школы № 1861«Загорье». Н.А. Забелина и Н.В. Щетинина рассказали о развитии детской исследовательской активности в условиях ДОО. Педагоги поделились, как они поддерживают познавательную мотивацию детей младших групп, как «вооружают» этот интерес различными способами исследовательских действий уже у старших дошкольников.

Старший воспитатель Н.В. Белякова рассказала о значимости детской игры и о том, как непросто происходило формирование игровой позиции у педагогов детского сада. Общеизвестно, что игра – ведущая деятельность, однако часто педагоги не умеют, и поэтому не хотят играть. Организация в ДОО условий для игры, обогащение представлений, обсуждения, вовлечение педагогов в практику и рефлексию этой деятельности способствуют тому, что в группах появляется настоящая детская игра.

Воспитатели М.В. Леонова и У.А. Янечева в своем выступлении представили разные способы организации такой формы образовательной работы как «Литературная гостиная», с помощью которой решалась задача приобщения дошкольников к чтению. Через слушание, обсуждение, драматизацию, рассматривание интересных предметов, дошкольники погружаются в мир художественной литературы и культуры разных народов.

В докладе старшего воспитателя А.А. Сухоруковой и воспитателя Е.Ю. Жарковой говорилось о создании образовательных ситуаций, которые способствуют развитию регуляторных навыков у дошкольников. Саморегуляция, умение соотносить свое поведение с правилом очень сложно формируются в условиях постоянной внешней регламентации детской деятельности. На наглядных примерах коллеги показали, как дети удерживают правило, которое создано ими самими, и как хитро находят способы обойти правило, если оно навязано педагогом, принято без подлинного понимания его необходимости.

Педагоги московской школы № 875: методист Н.Ю. Житнякова, заместитель директора по воспитанию и социализации Е.А. Петрова и учитель-логопед И.А. Чернышова рассказали об организации работы «Родительских клубов» и их значении для выстраивания доверительных, партнерских отношений с родителями воспитанников.

На дискуссионной площадке «Антропология и дефектология: пересечения и перспективы развития» (модераторы Е.В. Кулакова, к.п.н., доцент кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования, декан дефектологического факультета Института детства, М.М. Любимова, к.п.н., доцент кафедры логопедии Института детства) основной фокус внимания был уделен вопросам возможности использования антропологического подхода в дефектологии с точки зрения обогащения и расширения представлений о ребенке с особенностями в развитии.

Е.В. Кулакова открыла дискуссионную площадку с докладом на тему «Подготовка педагога-дефектолога в современных условиях», в котором были освещены основные трудности, с которыми сталкивается специалист на практике и пути их преодоления.

Т.Н. Исаева, к.п.н., доцент, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства, на примере лечебной педагогики в своем докладе «Три измерения человека», конкретизировала антропологическую матрицу, предложенную Д.А. Леонтьевым и раскрыла основные аспекты трех измерений человека: матрица коммуникаций (Д.А. Леонтьев), педагогическая антропология (К.Д. Ушинский) и духовно-научная антропология (Р. Штайнер).

Е.И. Адамян, к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства, и Е.Б. Колосова, старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства в своем докладе «Чтение как антропопрактическое действие в персонализированной подготовке госпитального педагога» рассказали об опыте применения читательских практик как стратегии выстраивания индивидуального образовательного маршрута в вузе.

Об «Особых образовательных потребностях ребёнка, нуждающегося в длительном лечении» рассказал Д.А. Соловьев, ведущий специалист Проекта госпитальных школ УчимЗнаем, младший научный сотрудник лаборатории   междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ ИРЗАР.

Секция № 1 была посвящена «Эволюции социально-психологического феномена социального сиротства». Модераторами выступили Г.В. Семья, д.психол.н., профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ; профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ; член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Экспертного совета Министерства просвещения РФ по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; международный эксперт, и Т.И. Шульга, д.психол.н., профессор кафедры социальной психологии Федерального университета просвещения, заслуженный работник образования Московской области, эксперт рабочей группы «Ребенок и его право на семью» Координационного совета при Правительстве по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.

О «Развитии института опеки и попечительств в отношении несовершеннолетних: изменение рабочих ценностей и фокусов внимания» рассказала Г.В. Семья. Продолжила анализ проблематики Т.И. Шульга с докладом «Реабилитационная среда приемной семьи».

Большое внимание вопросу «О специфике оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей к самостоятельной жизни в современных условиях» уделила И.А. Меркуль, к. психол.н., доцент кафедры возрастной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Е.А. Романова, директор АНО «Ресурсный центр Вера. Надежда. Любовь», завершила работу секции докладом «Содействие развитию личности детей с особыми образовательными потребностями».

Доклады на секции № 2 «Психологическая антрополология и антропопрактика в культурно-исторической перспективе» (модераторы – Л.И. Адамян, к.психол.н., доцент, заведующая кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, и А.С. Обухов, к. психол.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ), были обращены к вопросам социокультурной антропологии.

Л.И. Адамян в своем докладе «Контрапункт Событийности: бардовский клуб в пространстве университета» обосновала возможность рассмотрения жизни бардовского клуба Института детства МПГУ как культурного феномена, позволяющее человеку выйти за пределы заданного. Бардовский клуб рассматривается как пространство, где соединяются личные и профессиональны пути, ценности и смыслы самого человека, и его биография как отдельная идентичность участника бардовского клуба.

Об «Организации рефлексивных процессов в образовании» рассказала Л.Н. Алексеева, к. психол.н., методист Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26.

«О герое национальной культуры: по материалам студенческих опросов» рассказала И.С. Конрад, к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. В докладе был представлен анализ опроса, проведенного студентами МПГУ в 2020-2022 гг. среди представителей разных национальностей нашей страны. Работа показала, что большая часть респондентов обращается либо к истории СССР, либо к современной политической ситуации. Фольклорные и литературные персонажи в меньшей степени определяются как репрезентационные.

«Детство в посёлке Борок. Середина XX – начало XXI века (по материалам Архива РАН и полевым исследованиям)» было представлено О.Ф. Ежовой (к.филол.н., младший научный сотрудник отдела информационного обеспечения АРАН). Докладчицей была представлена история появления и развития поселка Борок, ставшего научной базой одного из академических институтов СССР. Внимание было обращено на специфику детско-родительских отношений и выбор профессии детей, имевших перед глазами яркий пример для подражания.

«Ритуальные практики в театре Клима (антропология субъективной религиозности)» – доклад М.А. Ежовой (аспирант кафедры философии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) был посвящен деятельности режиссера, новатора, преобразователя театра – Клима. Были рассмотрены истоки его творческого подхода и философские основания, на которых базируется постановщик.

А.И. Сацукевич, аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, обозначила проблему человеческой самоидентичности, обративших к истории вопроса – термину, его освещению в различных концептуальных подходах.  

«”Городской шаманизм” и “нью-эйдж” в России. От 90-х до 2000-х» – сообщение с таким названием было представлено Ю.В. Деминой (магистрант Московского психолого-социального университета). Докладчицей был поставлен вопрос феноменологии городского шаманизма как форме реакции общества на противоречия современного мира. Глобализация с одной стороны и усиленный поиск собственной идентичности – это две тенденции стали основой новых течений в том числе в психотерапевтической практике, специфику которой необходимо всесторонне рассмотреть.

В рамках конференции были предложены две мастерские.

Мастерская №1: «Педагог-Событие» – становление педагога в опыте событийности (на модели сценического действия)», модераторы А.Е. Ростовская, зав. лабораторией сценических практик кафедры психологической антропологии, Л.В. Лосева, режиссер учебного театра «Навстречу», и М.Ю. Зайцева, 4 курс дефектологического факультета Института детства. В ней были подняты такие вопросы как: каковы вызовы современности: как стать и быть педагогом в BANI-мире? Какие компетентности необходимы человеку в современном мире, чтобы сохранить свою целостность, самобытность и состоятельность? Можем ли мы считать образовательное событие как моменты творческого понимания себя-в-мире. Сценическая модель действия как практика событийности в педагогическом образовании возможна ли и если да, то как?

Мастерская № 2: «Герменевтическая антропология: кинопоэтика сопереживания в поисках смысла», модератор Н.Б. Ковалева (к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ), которая была посвящена такому психологическому феномену как сопереживание, которое является одной из самых востребованных способностей человека в жизни, в образовании, в профессии и в науке. На мастер-классе были созданы условия для кинопоэтического сопереживания, понимания художественного образа, антропологического исследования, со-творческих поисков смысла и открытий о человеке и жизни.

Обмен мнениями, состоявшийся в завершении работы дискуссионных площадок, секций и мастерских показал, что для всех ее участников это было интересное и значимое событие, позволившее обогатить практический педагогический опыт новыми идеями и формами работы.

Итогом конференции Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие» стал просмотр и обсуждение антропологических фильмов.

Фильм о Валентине Дмитриевиче Шевелеве, «Источник души» (Москва-Каргополь, 2019 г.). Фильм снят об удивительном человеке – Валентине Дмитриевиче Шевелеве – народном мастере России, заслуженном художнике России, почетном гражданине города Каргополь, хранителе традиции каргопольской глиняной игрушки. Фильм задумал несколько лет назад и воплощен в жизнь благодаря Алексею Обухову и друзьям и коллегам – Луизе Адамян и Павлу Фречко. Обсуждение вела Л.И. Адамян, к.психол.н., доцент, заведующая кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ.

Конференция была завершена просмотром и обсуждением фильма «Забайкальская казачка. Жизнь и вера». Это фильм о Cофье Михайловне Бойковой, потомственной забайкальской казачке (она родилась в Китае, в 1965 году уехала в Австралию). Ее жизнь – пример деятельного служения православной вере и Русскому миру. Обсуждение вел автор фильма В.Л. Кляус, д.филол.н., заведующий отделом фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, профессор Учебно-научного центра социальной антропологи РГГУ.

По мнению участников именно это событие стало объединяющим все тематические линии двух дней конференции, сведя их в единую смысловую точку, символизирующие конец работы и начало нового этапа научных поисков.

 

28 / 11 / 2023

Показать обсуждение