Участники XVI Международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», проходившего в МПГУ 5 и 6 декабря 2024 года, на разных площадках в течение двух дней в ходе выступлений и дискуссий предлагали видение тех вопросов, которые были обозначены на пленарном заседании и в многочисленных приветствиях, поступивших в адрес мероприятия. Их обсуждение в ходе экспертных сессий, состоявшихся 5 декабря, фокусировалось на необходимости пересмотра целей образования в сторону его гуманизации, ценностной составляющей, усиления роли гражданской ответственности за сохранение конструктивного межкультурного диалога, особой миссии культуры, науки и педагогики в обеспечении мирного сосуществования в многополярном мире.
Экспертная сессия 1 «Образование для межкультурного диалога: международный опыт» (модератор – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, канд. филол. н. Марина Кривенькая) аккумулировала вопросы всеобщих, базовых и характерных для каждой цивилизации особых ценностей развития, которые должны учитываться на уровне национальных систем образования и в соответствии с которыми должно выстраиваться международное образовательное сотрудничество.
Введением в проблему стало выступление Президента Академии Фарсала (г. Афины, Греция) Яниса Фикаса о ценностных основах древних цивилизаций, в котором были обозначены векторы развития разных культурных ареалов. В развитие темы доцент кафедры естественно-научного образования Университета Аддис-Абебы (Эфиопия) Соломон Белай Фарис акцентировал первичность духовности и этики в развитии любой цивилизации, указал на необходимость сочетания в образовании научного знания и духовного начала, которое является ценностной составляющей всех религий и лежит в основе коллективного опыта поколений.
Историческая обусловленность региональных особенностей межкультурного диалога раскрывалась на примере Испании: радикализму и терпимости как факторам, определяющим межкультурные связи в регионе в средние века, был посвящен доклад преподавателей кафедры истории философии и культуры Воронежского государственного университета – доцента, д-ра филос. н. Станислава Сулимова и Стефана Православского; о современных миграционных связях России и Испании, демонстрирующих на фоне геополитической напряженности относительную стабильность, рассказала доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ, к. ист. н. Екатерина Митницкая.
Последний блок выступлений был посвящен межкультурным аспектам в университетском образовании в контексте современных новаций. Директор Института развития и исследований лидерства в информационной среде Университета библиотековедения и информационных технологий (г. София, Болгария), д-р философии, профессор Мариэла Модева раскрыла современные тенденции образования в сфере управления учреждениями культуры, подчеркнув значение культурной дипломатии; устойчивое развитие университетских образовательных систем с искусственным интеллектом темой выступления декана, профессора кафедры ЮНЕСКО «Культуры мира и партнерства через диалог» Минского городского института развития образования, д-ра физ.-мат. н. (Республика Беларусь) Игоря Ганчеренка, который подчеркнул особую роль ИИ как пути синхронизации образовательных систем в контексте разных цивилизационных подходов.
Прозвучавшие положения получили свое развитие в выступлениях участников Экспертной сессии 2 «Ценностный компонент в современном образовании: практики регионов России и зарубежных стран», которая заявлена в рамках мероприятий Года семьи в РФ (модератор – директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, канд. ист. н. Елена Теплова). Ценностной доминантой стало выступление корпоративного коуча, экс-директора и руководителя кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета (г. Зиракпур (Пенджаб), Индия) Джагдиша Кхатри. Аналитик и литератор, он говорил о необходимости гуманизации образования в мире, о важности противостояния технологизации, и вестернализации, о борьбе с коррупцией в образовании и обществе.
«Университеты – не фабрики по производству человеческих ресурсов, но храмы», – эту мысль профессора развивали последующие выступающие. О проблемах формирования ценностного эмоционального компонента в современном образовании с акцентом на особенностях не только современных детей, но и их родителей, говорила модератор сессии Елена Теплова; образование и воспитание молодежи в условиях современных реалий стало темой заявленного доклада зав. кафедрой политологии, истории, теории государства и права, директора Башкирского института социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», д. полит. н., (г. Уфа) Танзили Нигматуллиной.
Дальнейшие выступающие обозначали проблемные зоны в процессе преподавания разных дисциплин и предметных областей с учетом ценностной компоненты. Так, доклад учителя истории Средней общеобразовательной школы «Развитие» (г. Армавир) Маргарита Казарян ставил общие проблемы преподавания истории в школах России, а доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ, канд. филос. н. Ольга Козарезова сконцентрировалась на реализации аксиологического компонента в преподавании курса «История религий России». Важный вклад в разговор экспертов внесли пришедшие на семинар финалисты московского этапа XIХ ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Преподаватели московских школ представили свои творческие работы, конкретные проекты и практики, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, в том числе на основе традиционных российских ценностей, в общем и дополнительном образовании.
Обмен педагогическим опытом продолжился в рамках Педагогической мастерской «Технологии формирования и развития межкультурной компетентности современных школьников» – первой части Экспертной сессии 3. «Межкультурное образование: единые подходы и региональный контекст» (модератор – декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора по науке ИСГО МПГУ, д-р. ист. н. Елена Омельченко). О методическом потенциале народной сказки в этнокультурном образовании школьников рассказала доцент кафедры филологического образования Института развития образования Краснодарского края (г. Армавир), канд. филол. н. Анастасия Чеснокова; о проектах по этнокультурному просвещению школьников и их реализации в московских школах, в том числе ассоциированных школах ЮНЕКО, в партнерстве с МПГУ в целом, и кафедрой ЮНЕСКО, в частности, – методист ГБОУ г. Москвы «Школа №2097», канд. пед. н. Елена Меркель.
Вторая часть данной сессии была посвящена презентации систем образования и подготовки педагогов в странах Глобального Юга. Выступления об инклюзивном образовании коренных народов в Колумбии аспирантки кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН) из Колумбии Дженнифер Рубио Ортегон и о межэтнических союзах как средстве предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов на примере Кот-д’Ивуар доктора по предотвращению, управлению и разрешению конфликтов Университета Феликса Уфуэ Буаньи, (Абиджан-Кокоди, Кот-д’Ивуар) Казимира Бахуэли открыли серию мероприятий, которые были запланированы к проведению в сотрудничестве с партнерами по программе УНИТВИН из стран-членов БРИКС. Продолжение этой магистральной линии семинара, включающей в том числе многогранную и последовательную деятельность по поддержке русского языка и русскоязычного образования, популяризации истории и культуры России за рубежом, нашло отражение в работе нескольких круглых столов, прошедших во второй день работы семинара – 6 декабря 2024 года.
М.А. Кривенькая