Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

«Межкультурный диалог и партнерство в образовании»: тематическая сессия с кафедрами ЮНЕСКО стран Африканского континента

Новости МПГУ

Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Московского педагогического государственного университета продолжает серию тематических сессий в целях развития научно-образовательного и гуманитарного сотрудничества в рамках программы УНИТВИН со странами-членами БРИКС под общим названием «Межкультурный диалог и партнерство в образовании». 19 июня 2024 года состоялась вторая встреча – с партнерами из стран Африканского континента.

На приглашение ректора МПГУ, зав. Кафедрой ЮНЕСКО Алексея Лубкова откликнулись руководители кафедры ЮНЕСКО по открытому дистанционному обучению (Колледж педагогики и высшего образования, Университет Южной Африки (UNISA), ЮАР), кафедры ЮНЕСКО по высшему образованию, Маврикийский институт образования (MIE), Маврикий), Центра по изучению жизнестойкости (Университет Претории (UP), ЮАР), представители руководства Университета Витватерсранда (Йоханнесбург, ЮАР). Была представлена Национальная комиссия ЮАР по делам ЮНЕСКО, Всемирная ассоциация исследований в области образования, Всемирный совет обществ сравнительного образования.

Основная цель мероприятия – знакомство, укрепление партнерских связей для дальнейшего взаимодействия и развития совместных проектов между кафедрой ЮНЕСКО МПГУ и кафедрами ЮНЕСКО и профильными учебно-научными подразделениями университетов стран Африки. Инициатива МПГУ входит в план мероприятий Комиссии по делам ЮНЕСКО МИД РФ. Об этом упомянула, открывая встречу, модератор сессии, декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Елена Омельченко.

В приветственном слове к участникам встречи научного руководителя Кафедры ЮНЕСКО МПГУ Юрия Горячева отмечено, что в наши дни Африка проявляет стремление к усилению панафриканского единства к многостороннему инклюзивному и устойчивому развитию стран континента на длительную перспективу. Примером может служить «Повестка дня Африканского Союза на период до 2063 года: Африка, которую мы хотим». В число флагманских проектов данного документа стратегического развития входят ключевые мероприятия в области образования и подготовки квалифицированных кадров.

Образовательная политика стран Африки получила отражение в Йоханнесбургской декларации, принятой в минувшем году на состоявшемся в ЮАР Саммите БРИКС. В разделе «Углубление гуманитарных обменов» ставится задача «сохранения, восстановления и продвижения культурного наследия, как материального, так и нематериального».  Уделено внимание развитию межуниверситетского сетевого взаимодействия. Ожидается, что на предстоящем Саммите БРИКС (октябрь 2024 г., Казань, Россия) тема сотрудничества в сфере науки и образования будет в центре внимания.

После взаимных приветствий и представлений координатор Кафедры ЮНЕСКО, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО Марина Кривенькая рассказала коллегам из университетов Африки об истории, основных направлениях и проектах Кафедры ЮНЕСКО МПГУ. Среди наиболее приоритетных были обозначены: реализация программ, мероприятий и проектов, направленных на обеспечение устойчивого развития и межкультурного диалога; сохранение этнокультурного и лингвистического многообразия, межэтнического и межрелигиозного согласия; социально-культурную адаптацию и интеграцию международных мигрантов. Коллегам была представлена образовательная деятельность кафедры по направлениям подготовки студентов в рамках бакалавриата, базового высшего образования и магистратуры, с особым вниманием к направлению Регионоведение, в т.ч. с перспективой профиля Страны БРИКС. Гости встречи узнали об издательской деятельности и наиболее значимых научных мероприятиях кафедры, среди которых – цикл ежегодных семинаров «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество».

После презентации кафедры ЮНЕСКО МПГУ о своей деятельности рассказали представители крупнейших региональных педагогических университетов Африки. Так, директор Маврикийского института образования (MIE, Мока, Маврикий), руководитель кафедры ЮНЕСКО по высшему образованию, д-р Хемант Бессундьял представил систему подготовки педагогических кадров в MIE – учителей для учебных заведений дошкольного, начального школьного и двух уровней среднего образования, сказал о разработке учебников и учебных программ и научно-исследовательской деятельности в сфере совершенствования практической работы учителей, а также информировании сотрудников правительства, отвечающих за образование. Особое внимание он обратил на то, что все услуги Института при реализации основных направлений деятельности, в том числе обеспечение учеников и студентов учебными материалами и учебниками, а также транспортом, предоставляются бесплатно. Выступающий также кратко представил свою кафедру ЮНЕСКО, рассказал об использовании сотрудниками кафедры в преподавании современных технологий, о сотрудничестве с университетом Южной Африки Квазулу-Натал (University of KwaZulu-Natal) и с Брайтонским университетом Великобритании (University of Brighton).

Отвечая на вопрос модератора вебинара об особенностях образовательной системы в Маврикии, д-р Бессундьял представил информацию о дошкольном воспитании детей в возрасте с 2-3 до 6 лет и начальном школьном образовании в возрасте с 6 до 10-11 лет. Затем школьники, по желанию, могут начинать в рамках средней школы готовиться получить педагогическое образование. Правительство по просьбе MIE начинает обращать все больше внимания на эту систему образования.

Заведующий кафедрой ЮНЕСКО, почетный профессор, заслуженный ученый Университета Южной Африки (UNISA) профессор Мокеци Летсека, говоря об истории Университета (основан в 1873 г.), отметил, что он был создан при Оксфордском и Кембриджском университетах, в настоящее время расположен в городе Претория (ЮАР). Значительное место в деятельности Университета уделяется дистанционному образованию, что дает возможность молодежи из многих стран Африки получать в Университете высшее образование. В составе Университета работают 8 Колледжей высшего образования (фактически автономные университеты), предлагающие широкий спектр высококачественных академических и профессиональных программ. Выступающий кратко представил деятельность Колледжа науки, инженерии и технологий, на базе которого основана и работает его кафедра. Благодаря деятельности колледжей и филиалов, в UNISA насчитывается более 400 000 студентов, включая иностранных студентов из 130 стран мира (в том числе из Мозамбика, Зимбабве, а также Китая), что делает его одним из мега-университетов мира и единственным подобным университетом в Африке и странах Глобального Юга.

На вопрос о сотрудничестве с расположенным в Москве Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании проф. Летсека заметил, что его кафедра хотела бы установить прочные контакты как с кафедрой ЮНЕСКО МПГУ, так с ИИТО ЮНЕСКО, для реализации проектов дистанционного обучения в странах-членах БРИКС. Коллеги из Африки также высказали заинтересованность в проведении совместных научных исследований, обмене опытом работы с представителями иноязычных и инокультурных сообществ, проектов по сохранению многоязычия, историко-культурного наследия, развития всех форм обучения.

Результатом встречи стал вывод о том, что двустороннее научно-образовательное сотрудничество МПГУ и образовательных организаций Африки имеет огромное значение, актуальность и перспективы. Как отметил Ю.А. Горячев, в основе его – исторически сложившиеся дружеские российско-африканские отношения, а также современные весомые договоренности. В их числе – решения Саммитов «Россия-Африка», направленные на укрепление всеобъемлющего и равноправного сотрудничества России с африканскими странами во всех его измерениях: от вопросов развития экономики и научно-гуманитарной сферы до преодоления глобальных кризисов и обеспечения международной безопасности.

 

М.А. Кривенькая, В.Ф. Захаров

 

22 / 06 / 2024

Показать обсуждение