5 июля 2021 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства, к.психол. Натальи Борисовны Ковалевой прошел итоговый межрегиональный дистанционный еженедельный семинар «Основы рефлексивно-позиционного подхода».
Семинар объединяет ученых и практиков, работающих в самых различных сферах образовательной антропопрактики, построенной на авторском рефлексивно-позиционном подходе с применением двух производных технологий: сюжетно-деятельностной игры и медиагерменевтики (Н.Б. Ковалева, 2012). Цель семинара – раскрытие и разворачивание базовых концептуальных положений подхода, оснащение его новым инструментарием. Подход активно используется участниками в сфере психотерапии, консультировании, различных формах преподавательской деятельности, повышения квалификации, бизнес-образования, программах духовно-нравственного воспитания и личностного развития детей и молодежи.
Каждый из участников успешно ведет дополнительно собственные проекты, в том числе Герменевтический клуб (Н.Б. Ковалева, Ф.Е. Ковалев, С.В. Ковалева); страница Герменевтического клуба (С.В. Ковалева); Евангельский семинар (Ф.Е. Ковалев, прот. Евгений Прохоров); Мастерская психолого-педагогического сценирования (Н.Б. Ковалева); «Кинопоэзия: исследуем образ» (прот. Евгений Прохоров); Школа вожатых и православный лагерь «Роднички» (О.В. Михеева, иерей Сергий Новиков); семинары повышения квалификации для вожатых (Ф.А. Ковалев); «Инновационная православная гимназия» (Н.Б. Ковалева, иерей Сергий Новиков); видеопроект «Вслушивание» с разбором художественных фильмов (Ф.Е. Ковалев, С.В. Ковалева) и многие другие. Одновременно ведется большая исследовательская работа, направленная на изучение возрастных, индивидуальных, региональных особенностей развития личности и способностей детей и молодежи.
В этом году было проведено два открытых круглых стола, на которых в соответствии с программой выступили с докладами преподаватели, магистранты и студенты ведущих образовательных учреждений Москвы и Иркутска, что позволило показать масштаб и инновационную сущность ведущихся проектов и исследований в технологиях рефлексивно-позиционного подхода. Особое внимание в этом году было уделено проекту «Инновационная православная гимназия», направленного на перестройку преподавания вероучительных дисциплин в женской православной гимназии на базе технологий подхода. Это потребовало постоянных семинаров под руководством Н.Б. Ковалевой, которые проходили 4-5 раз в неделю в дистанционном формате и включали в себя психолого-педагогическое сценирование с применением медиагерменевтики каждого развивающего занятия (всего более 100) и подробную рефлексию результатов в проектном ключе.
В качестве продуктивного результата можно отметить подготовку 12 публикаций, 24 доклада на межрегиональном круглом столе 4 апреля 2021 г. и секции по психологии и педагогики дополнительного образования в рамках Научно-практической онлайн конференция с международным участием «Дополнительное образование детей: пути развития», состоявшейся 26 мая 2021 г.
Участниками последнего в этом учебном году межрегионального семинара «Основы рефлексивно-позиционного подхода» в качестве итогов года были намечены перспективы работы, прежде всего в направлении дальнейшей разработки технологий, обеспечивающих проектирование социокультурной среды, способствующей развитию позиционности, творческой направленности и духовно-нравственному становлению личности детей и молодежи.