Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Межрегиональный профориентационный форум «Хочу. Знаю. Действую», организованный кафедрой дошкольной дефектологии Института детства, прошел в Москве

Новости МПГУ

25 марта 2025 г. в Москве прошёл межрегиональный профориентационный форум «Хочу. Знаю. Действую», организованный кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ и Институтом инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ». Форум собрал более 180 участников, включая экспертов, педагогов, студентов, родителей и представителей НКО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это событие стало важным шагом в создании единого пространства для обсуждения ключевых вопросов профориентации и трудоустройства подростков с инвалидностью.

В форуме приняли участие представители разных уголков России, что подчёркивает его межрегиональный статус. На мероприятии побывали участники из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Омска, Читы, Кизела, Кировска и Краснодара. Представители Казани и Кумертау также стали частью этого значимого события, делясь своими уникальными региональными практиками Татарстана и Башкортостана. Площадка форума объединила голоса профессионалов и представителей родительской общественности, что способствовало обмену опытом и выработке эффективных решений.

Форум состоял из трёх ярких и насыщенных секций.

Секция «ХОЧУ» стала отправной точкой для обсуждения профориентации старшеклассников, стремящихся выбрать профессию учителя-дефектолога или логопеда. В рамках этой секции было представлено несколько практических онлайн-тестов, направленных на выявление профессиональных склонностей подростков, а также анкетирование специалистов (в веб-анкетировании участвовали 82 учителя и специалиста коррекционного профиля), которые активно обсуждали свою готовность к профессиональному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (в дистанционных опросах и онлайн-диагностике старшеклассников в рамках форума приняли участие 36 обучающихся). Был проведен дистанционный мастер-класс для старшеклассников по знакомству с профессией учителя-дефектолога.

Вторая секция форума — «ЗНАЮ» — была посвящена методикам диагностики и юридическим аспектам, связанным с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья. С докладами выступили 15 человек. Так, в рамках секции был сделан доклад «Помощь семьи при выборе профессионального пути подростком» С.В. Ардашевой, педагога-психолога школы № 2120 г. Москвы. В работе данной секции в рамках дискуссионной площадки участвовала также Е.Е. Ущенко, заведующий отделением Центральной ПМПК, ГБУ ОА центр «Надежда». Одним из ярких моментов была презентация Т.И. Усенко, юриста Московского совета родителей детей-инвалидов, которая выступила с докладом о подготовке обучающихся с инвалидностью в системе СПО и ВПО. Она подчеркнула, насколько важным является юридическое консультирование для подростков и их семей, готовящихся к выбору профессии и дальнейшему трудоустройству.

Секция завершилась презентацией ресурсов для профориентации старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (Всероссийский проект «Билет в будущее», «Шоу профессий») и методических рекомендаций по профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, разработанных АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья» (Казань).

Особое внимание на форуме было уделено практическим кейсам и тренингам в рамках секции «ДЕЙСТВУЮ». Специалисты в области инклюзивного образования поделились своими знаниями и опытом, проводя мастер-классы и представляя проекты, которые показали, как важно внедрять раннее и непрерывное профессиональное ориентирование. Мастер-классы и презентации проектов провели в рамках форума 12 человек.

Например, старший воспитатель М.И. Бушуева и воспитатели Н.В. Малыгина и О.А. Исаева рассказали о своем опыте работы с дошкольниками в рамках проекта «Ранняя профориентация дошкольников», который проводится в школе № 2123 им. Мигеля Эрнандеса. Не менее интересным был проект «Калейдоскоп профессий будущего» для дошкольников с ОВЗ из Дубны, представленный Е.В. Веляковой и Е.А. Толкачевой. Это увлекательное занятие открывает для детей широкий спектр профессий через игровые формы.

Один из ярких примеров — проект «Развитие диалогической речи старших дошкольников с ОВЗ через организацию детской журналистики». Представленный слушателями программы ДПО Института детства МПГУ, он показал, как творчество и игра помогают развивать не только коммуникативные, но и профессиональные навыки у детей с ограниченными возможностями.

Учитель-логопед Е.А. Хасанова презентовала проект «Московский детский чемпионат KIDSKILLS “Поварское дело”», который демонстрирует, как участие в конкурсах и соревнованиях помогает дошкольникам с ОВЗ развивать практические навыки, нужные в профессиональной жизни.

Проект «Знакомство детей ОВЗ с профессиями через игровую деятельность» был представлен старшим методистом ГБОУ «Школа № 922» Н.В. Знаменской и учителем-дефектологом С.В. Кравец. Они рассказали о том, как важно обучать детей с ОВЗ в игровой форме и через трудовое воспитание, помогая им лучше ориентироваться в профессиях.

Также был проведён тренинг по профессиональному самоопределению школьников с РАС, нарушением интеллекта и ЗПР, который вела Н.В. Микляева, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ. В этом тренинге участники узнали о важных подходах к работе с детьми, нуждающимися в индивидуальном подходе.

Не остался без внимания и мастер-класс «Дорога к счастливой жизни: как научить трудиться и зарабатывать школьников с ОВЗ», проведённый Т.И. Курасовой, к.п.н., Герем труда Кубани, Заслуженным учителем Кубани, директором ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением». Татьяна Ивановна поделилась практическим опытом, как готовить школьников с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни и труду.

Панельная дискуссия, которая завершила мероприятие, охватила важнейшие вопросы, касающиеся профориентации подростков с ограниченными возможностями. Модераторами дискуссии выступила К.К. Белых, учитель-дефектолог из Москвы, и профессор  кафедры дошкольной дефектологии МПГУ Н.В. Микляева. Гость дискуссии — Е.В. Мелина, директор АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ» — подчеркнула роль инклюзивного образования в формировании профессиональных навыков у подростков с ограниченными возможностями.

В ходе обсуждения рассматривались ключевые барьеры и вызовы, с которыми сталкиваются подростки с ОВЗ, а также предложения по их преодолению через эффективное взаимодействие педагогов, родителей, специалистов и государственных структур. С практикоориентированными докладами выступили С.А. Чистякова (об опыте сопровождённого трудоустройства в проекте «Всё получится!» в Санкт-Петербурге) и Г.Е. Сокова, менеджер профориентационных проектов РООИ «Перспектива», которая  представила авторскую технологию профориентации подростков с инвалидностью (Москва).

В конце дискуссии участники обсудили успешные практики профориентации в регионах. А.А. Епифанова, специалист по инклюзивному образованию из Университета управления «ТИСБИ», представила региональный опыт профессиональной ориентации учащихся старших классов, с обобщением лучших инклюзивных практик. Представитель Республики Башкортостан — П.В. Сафонов, член Всероссийской сборной, тренер по настольному теннису слепых — обсудил социальный проект и возможности для трудоустройства людей с инвалидностью в спорте и системе дополнительного образования.

Форум «Хочу. Знаю. Действую» стал важным шагом в развитии инклюзивного образования и профориентации для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Это было не только место для обмена опытом и идей, но и реальная возможность для участников реализовать перспективные проекты, которые, без сомнения, будут иметь долговременный эффект в обеспечении равных возможностей.

 

27 / 03 / 2025

Показать обсуждение